Этиология нарушения речи.
Этиологические факторы
![]() | ![]() |
|









|



|
![]() |
Структурные компоненты речи:
1. Грамматический строй речи
(1) Словообразование
(2) Морфолог. Система (словоизменение)
2. Синтаксический строй
3. Лексика
4. Связные высказывания
5. Фонетическая (звуковая) сторона речи:
(1) Звукопроизношение
(2) Звукослоговая
(3) Просодия
Направления логопедического воздействия:
1. Развитие речи и коррекция нарушений речи
2. Развитие познавательной деятельности
3. Сенсомоторное развитие
4. Формирование личности
5. Нормализация микросоциального окружения
Виды речи:
1. Устная
2. Письменная
3. Внутренняя речь
Классификация нарушений речи:
Клинико-педагогическое нарушение:
Классификация нарушений речи. Дислалия :
1. Функциональная
2. Механическая
Деятельность анализаторов:
Мозговой конец анализатора ----à рабочий орган ----- > рецептор
Между ними афферентные импульсы (восходящие), эфферентные (низходящие).
Если нарушена одна группа звуков шипящих – мономорфное нарушение.
Если одновременно 2 или несколько групп звуков нарушены – полиморфная (сложное диффузное нарушение произношения).
Причина:
Недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.
Причина замены звуков:
Недостаточная сформированность фонемотического звука или его грубые нарушения.
Если у ребенка звуки одной группы заменяются, а другие искажаются, то это фонетико-фонематическое нарушение.
Акцент в коррекционной работе:
1. При фонетических нарушениях – развитие артикуляционной моторики и развитие мелкой моторики.
2. При фонематических нарушениях – развитие речевого и фонематического слуха.
Механическая дислалия – нарушение звукопроизношения обусловленное анатомическими дефектами органов артикуляции.
Функциональная дислалия – нарушение звукопроизношения при отсутствие органических нарушений в артикуляционном аппарате.
Патология артикуляционного аппарата:
Аглоссия –врожденное отсутствие языка.
Агнатия – врожденное отсутствие верхней или нижней челюсти.
Адентия – отсутствие всех или многих зубов.
Анкилоглоссия – врожденное укорочение подъязычной связки-уздечки.
Брахигнотия – недоразвитие нижней челюсти.
Гемиглоссит – недоразвитие (воспаление) половинки языка.
Гемиглоссопледия – паралич мышц одной половины языка, проявляющийся дисфогией, дизартрией, отклонение высунутого языка в сторону паралича.
Гипогнотия – недоразвитие нижней челюсти.
Глоссоптос – аномалия развития, западание языка.
Ортогения- прикус, при котором верхние и нижние зубы находятся в одной фронтальной плоскости.
Ортогнотия– прикус, характеризующийся таким смыканием зубов, при котором верхние передние и боковые зубы перекрывают одноименные нижние.
Прогиния– выступание нижней челюсти вперед по отношению к верхней.
Прогнотия– выступание верхней челюсти вперед по сравнению с нижней.
По артикуляторным признакам звуки делятся на 2 группы: гласные и согласные.
Основной критерий деления – наличие преграды в ротовой полости при их произнесении.
Гласные звуки в зависимости от подъема языка бывают:
Верхнего подъема – [ы], [у], [и]
Среднего подъема - [э], [о]
Нижнего подъема - [а]
При образование гл.звуков к нёбу поднимается не весь язык, а его передняя, средняя или задняя часть.
При: [и], [э] – передняя часть языка
[а], [ы] – средняя часть языка
[у], [о] – задняя часть языка
В образование гласных звуков играют роль губы и в зависимости от этого бывают:
1. Лабиализованные – [о], [у]
2. Не лабиализованные –все остальные
3. [ы], [а] – минимальное участие губ
Согласные образуются путем создания подвижными органами артикуляции преград в ротовой полости.
По способу образования согласные звуки бывают:
1. Щелевые – [ф],[в], [с], [з], [х], [ж], [ш], [щ], [й]
2. Смычно-щелевые – [ц], [ч]
3. Смычно-проходные – [м], [н], [л]
4. Дрожащие – [р], [ р‘ ]
5. Смычно-взрывные – [п], [б], [т], [д], [к], [г] +мягкие пары
Щелевые звуки – образуется препятствие в виде щели между органами артикуляции для воздуха.
Смычно-взрывные – органы артикуляции образуют смычку, которая потом с шумом взрывается.
Смычно-щелевые – смычка не взрывается, а медленно переходит в щель.
Смычно-проходные – органы артикуляции образуют смычку, но для воздушной струи остается проход в другом месте.
Дрожащие – вибрирует поднятый кончик языка.
По месту образования согласные звуки бывают:
1. Губно-губные – [п], [б], [м] + мягкие пары
2. Заднеязычные – [г], [к]
3. Губно-зубные – [ф], [в] + мягкие пары
4. Переднеязычные – [т], [д], [с], [з], [л], [р], [н] + мягкие пары [ж], [ш], [щ], [ц], [ч]
5. Среднеязычные – [й]