Лекция 4 Формирование представлений о реальности.

(Материал данной лекции состоит в основном из живых примеров, один из которых представлен в конспекте).

Представление людей о мире нетождественно реальному миру. Этот факт объясняет разнообразные иллюзии, которым подвержены люди и их порой нелогичное поведение. Если мы с вами будем знать о существовании таких феноменов, как модель мира, доминанта, стереотипы, установки, то сможем понять причины такой «нелогичности».

Понятие о модели мира и картине мира. Будучи людьми, мы имеем дело не непосредственно с миром. Каждый из нас создает некоторую репрезентацию мира, в котором он живет. То есть все мы создаем для себя карту или модель, которой пользуемся для порождения собственного поведения. Различия между реальной картиной мира и нашим представлением обусловлено:

Нейрофизиологическими факторами (существуют физические явления, лежащие за пределами доступности восприятию: звуковые волны, частота которых либо меньше 20, либо больше 20000 колебаний в секунду, человеческим ухом не воспринимаются).

Социокультурными фильтрами, главный из которых – язык. В то время, как человеческие существа способны различать в видимом цветовом спектре 750000 различных оттенков североамериканские индейцы майду для описания всего этого спектра используют всего три слова (лак – красный, Тит – зеленый и тулак – желто-оранжево-коричневый).

Индивидуальными ограничителями (механизмы генерализации, опущения, искажения).

Деятельность человека, его поведение во многом определяется доминантой – устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и/или в подкорке головного мозга. Доминантный очаг способен стягивать внешние раздражители на себя (как больной зуб или палец откликается на любой толчок).

Доминанта – временно господствующий в ЦНС очаг повышенной возбудимости и устойчивого, длительного возбуждения, который изменяет работу одновременно с ним функционирующих рефлекторных процессов. Основные положения учения о доминанте, как общем принципе работы нервных центров сформулировал А. А. Ухтомский (1911 – 1927 гг.).

Пример: Индюшки-наседки – великолепные матери, бдительно охраняющие своих птенцов. Они тратят много времени, ухаживая за птенцами. Но есть нечто странное в их поведении: материнский инстинкт у них включает одним, единственным звуком «чип-чип» молодых индюшат. Другие определяющие черты цыплят, такие как запах, внешний вид и т.д. играют меньшую роль. Если индюшонок издает звук «чип-чип» мать о нем позаботится, если нет, то будет его игнорировать и может даже убить. Эксперимент с игрушечным хорьком. Для индюшки-наседки хорек является единственным врагом, чье приближение обычно встречается яростью и атакой. Экспериментаторы выяснили, что даже чучело хорька провоцирует такую реакцию. Однако, если к этому чучелу присоединяли маленький магнитофон, который издавал звук «чип-чип», то индюшка не только не нападала на чучело, но начинала о нем нежно заботиться и снова атаковала, как только механизм выключался. Таким образом, индюшка обнимает своего врага, только потому, что он издает звук «чип-чип» и может убить одного из своих цыплят только потому, что он этого не делает. Индюшка кажется автоматом, чьи материнские инстинкты зависят только от одного единственного звука. Но такие механические модели поведения характерны для многих видов, в том числе и для человека. Это так называемые модели зафиксированных действий, которые могут включать в себя очень сложные последовательности действий. Фундаментальной характерной чертой этих моделей является то, что составляющие их действия каждый раз повторяются фактически таким же точно образом и в таком же точно порядке, как будто модель записана на магнитофонную ленту. Запись включается при помощи спускового крючка, роль часто выполняет какая-нибудь одна незначительная на вид специфическая черта.

Перечислим 4 основных свойства доминантного очага:

1) Это очаг возбуждения, и, как правило, стойкий во времени.

2) Этот очаг (а в более общем случае – система очагов) может одновременно располагаться как в коре, управляющей высшими функциями человека (счет, письмо, речь и т.п.) и подкорке, ведающей инстинктами. То есть доминанта может действовать, но не осознаваться человеком.

3) Доминантный очаг обладает свойством стягивать различные внешние раздражители (даже не относящиеся к доминанте) и подписываться ими. Вспомним еще раз столь популярные в творческой среде истории про озарения. Нервные импульсы вместо того, чтобы двигаться по своему традиционному пути, идут в сторону доминантного очага.

4) В конкретный интервал времени (минуты, часы, месяцы и т.д.) господствует одна доминанта.

Способы коррекции нежелательных доминант:

Естественное разрешение доминанты.

Запрет или торможение в лоб – метод традиционной педагогики.

Переведение нужных действий в автоматизм.

Торможение прежних доминанты новой

Стереотипы. Термин «стереотип» был введен американским политологом и публицистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение». Для описания тенденции людей думать о чем-то схожим образом, основываясь на общей черте, присущей каждому представителю данной категории. Стереотип обладает рядом свойств. Так же как и доминанта (часто стереотип – это финальная стадия доминанты) влияет на принятие суждения человека и делает этот процесс нелогичным, необъяснимым для внешнего наблюдателя. Но в то же время у стереотипа это свойство выражено не так резко. «По большей части вместо того, чтобы сначала увидеть, а потом определить, мы, напротив, сначала определяем, а потом видим, и замечаем только то, что уже сформировано для нас нашей культурой». Оллпорт: «стереотип – это преувеличенное убеждение, ассоциированное с определенной категорией. Стереотип очень схож с понятием установки. Установка личности – это занятая ее позиция, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям и задачам и выражается в готовности к деятельности. Установка личности в широком значении заключает в себе избирательное отношение к чему-то значимому для личности и приноравливание к соответствующей деятельности или способу действия.

Уровни стереотипов:

Общечеловеческие.

Национальные.

Групповые.

Индивидуальные.

Методики коррекции:

1) Собственный субъективный опыт. Отрицательная сторона: Ст - могут не совпадать.

2) Устойчивые темы. Пример: на основе выявления устойчивой тематики публикаций в женских журналах был создан рекламный видеоклип спагетти. Суть клипа: женщина вываливает полную тарелку спагетти на голову мужа, застигнутого с любовницей. Продажа подскочила на 60%.

3) Методика неоконченных предложений. Клиент продолжает тестовые фразы Пример: «Эти лыжи неприятны мне тем, что …» Клиент: «Так и колют глаз! Посмотрите на их острые концы! Вдруг я на них упаду!».

4) Методика ассоциаций: НА что это похоже, какие ассоциации это вызывает?

Как известно, многие мужчины жалуются на процедуру бритья. Известно также, что уже давно выпускают кремы-эпиляторы для женщин. Казалось бы, что мешает изобрести подобный крем для мужчин. Но опрос выяснил, что 98% процентов мужчин категорически отказались бы от этого крема, потому что он ассоциируется у них с утратой их мужской сущности.

5) Конструктор Л. С. Школьника назван по имени советского психолога. Он взял листовку Минздрава о вреде курения, приводящую с десяток доводов, и разрезал на полоски. Потом попросил разные группы ранжировать доводы по степени значимости. Результаты были разными.

Рассматриваются различные феномены восприятия, связанные с формированием наших представлений о реальности: эффект контраста, фундаментальная ошибка атрибуции, эффект разделенной социальной ответственности, эффект «гало», правило всеобщего обмена и некоторые другие.