Арабы и ислам.

В 630-х годах на Ближнем Востоке произошло «чудо»: незамет­ные раньше пустынные кочевники-арабы объединились в сильную военную державу — халифат (от арабского слова халиф — заме­ститель пророка). Они разгромили Иран, захватили половину земель Византии, завоевали всю Северную Африку, вторглись в Европу и дошли до центра Франции. На востоке арабы достигли Индии и гор Тянь-Шаня. Такие внезапные успехи требуют объяснения.

Основателем новой религии был Мухаммед (ум. 632) — уроженец города Мекки, мелкий купец и путешественник. Познакомившись с верой иудеев и христиан (их было много в оазисах на торговом пути через пустыню), он был удивлен: почему у этих народов есть свои священные книги, были свои цари и пророки, а у арабов этого нет? Мухаммед пришел к убеждению, что Бог обязательно пришлет к арабам нового пророка, который научит их особой, правильной, вере и позволит им создать свое мощное государство — не слабее, чем Византия и Иран. Наконец Мухаммеда осенило: он сам и есть тот пророк (расул), которому Бог откроет новую веру и который приведет арабов к могуществу! Около 610 года Мухаммед начал в Мекке проповедь новой религии — ислама (это слово значит «по­корность воле Бога»).

Сначала у Мухаммеда было мало приверженцев; почти все они были бедные и незнатные люди. Но когда новых верующих — мусульман — стало несколько сотен, правители Мекки обеспокои­лись. Ведь ислам призывает к войне за веру — это может помешать движению торговых караванов через Мекку! Мухаммеду и его сторонникам пришлось бежать из Мекки (622 год), иначе их бы убили. Они переселились в другой аравийский город — Медину, где жило смешанное население из арабов и евреев. Мединские арабы пригласили Мухаммеда в надежде, что он станет их вождем, по­может победить иноплеменников и Медина станет богаче Мекки.

Так и вышло: вскоре Мухаммед стал правителем Медины и изгнал из нее всех иноверцев. Затем воины-мусульмане подчинили Мекку и объединили всю Аравию. Этот успех убедил Мухаммеда в том, что он действительно пророк, избранный Богом, а его новая вера должна охватить весь мир. Мухаммед послал в Византию, Иран и Эфиопию послов с требованием, чтобы их правители приняли ислам, иначе Бог их накажет руками мусульман. Конечно, послам Мухаммеда никто не поверил, а сам он вскоре умер. Но воины-мусульмане продолжали боевые походы, побеждая почти всех врагов.

В 602—629 годах между Ираном и Византией шла тяжелая война, в которой обе державы истощились. Крестьяне обеих стран платили большие налоги и разорялись, что вызывало ненависть к правителям. Поэтому, когда немногочисленные войска арабов втор­глись в Сирию и Египет, которыми тогда владела Византия, они не встретили сильного сопротивления. К 642 году эти византийские провинции вошли в Арабский халифат. В то же время воины ислама начали завоевание Ирана.

Иран был абсолютной монархией. Лучшую часть армии состав­ляли конные воины-аристократы — дехкане. Дисциплинированные воины-мусульмане разбили персидскую армию в двух сражениях; сопротивление прекратилось, и Иран попал под власть арабов. Напротив, как только иноверцы вошли в глубь христианских земель, народ Византии, где демократические традиции в городах были сильнее, оказал арабам героическое сопротивление. Осада Констан­тинополя с суши и моря в 672—677 годах арабам не удалась — это было их первое крупное поражение.

Дальнейшие походы мусульман были успешны везде, где они имели дело с населением, покоренным другими державами. Так, воины ислама легко захватили Северную Африку (бывшее владение Византии) и Иберию (где было непрочное государство вестготов). Но когда мусульмане вторглись во Францию, франки разбили их в битве при Пуатье в 732 году. В Средней Азии (современная Киргизия) войска мусульман столкнулись с китайской армией и были остановлены на реке Талас (751 год). В Индии им не удалось удержаться из-за непривычного влажного тропического климата. Кочевники-хазары в степях Прикавказья также храбро сопротив­лялись натиску мусульман, и тем пришлось отступить за Кавказ.

Около 750 года арабские завоевания прекратились, потому что изменились порядки в самом халифате. Сначала главную роль в нем играли только арабы. Но постепенно представители других народов стали переходить в ислам, и уже в 661 году новый халиф Муавия (661—680) из рода Омайядов (врагов пророка Мухаммеда) сделал столицей халифата Дамаск (в Сирии), более богатый и населенный, чем Мекка. Сирийцы стали вытеснять арабов с важ­нейших государственных постов. Этим были недовольны персы-му­сульмане. В 750 году они подняли восстание, захватили Дамаск, убили халифа и всех его родичей. Повстанцы объявили халифом Абу-ль-Аббаса (дальнего родственника Мухаммеда), а столицу вско­ре перенесли в Багдад (в Ираке, рядом с развалинами Вавилона). Здесь новая династия халифов Аббасидов правила до 1258 года.

С этого момента халифат стал многоплеменной империей, объ­единяемой только единой верой и единым государственным языком (арабским); но сами арабы уже не играли ведущей роли в созданном ими государстве. В своей империи мусульмане терпели и христиан, и иудеев, и персов, но иноверцы должны были платить халифу гораздо больший налог, чем мусульмане. Постепенно большинство жителей халифата приняло ислам. Это способствовало формирова­нию единой исламской культуры во многих странах Азии и Африки.

4. Дальнейшее формирование феодального общества в Европе. Франкская империя.

В течение VII века все варварские племена Западной Европы закончили переселение и основали свои государства на новых землях. При этом в дружине равноправных воинов произошло расслоение: бойцы и командиры получили земельные участки разной величины с неравным числом зависимых крестьян. Сложилось мно­гоступенчатое феодальное общество, скрепленное взаимными клят­вами сеньоров и вассалов и авторитетом католической церкви. Попытки духовенства и вождей варваров восстановить старые римские традиции, ввести римские законы вместо племенным обычаев, долгое время терпели неудачу, поскольку они были несовместимы с примитивной системой хозяйства. Если бы конунг-рекс захотел создать регулярную армию, ему нечем было бы платить жалованье ее солдатам; если бы он захотел поручить управление страной грамотным чиновникам, ему негде было бы их набрать.

В VII веке стало заметно огрубение нравов, «варваризация» всей жизни. Не прошли даром века нашествий, разрухи, непрестанного военного напряжения. Все города Центральной Европы пришли в упадок. «Одичание» светской власти не могло не сказаться на жизни церкви. Уровень культуры в монастырях падал; монах, понимающий Библию без посторонней помощи, сделался редкостью. Система уединенных монастырей, подчиненных далекому Риму, и не получающих от него серьезной помощи, неизбежно принимала феодальную структуру. Самые умные церковники понимали, что выйти из общей дикости они могут только вместе со светской властью: чем больше будет власть правителя, тем больше знаний понадобится ее обладателю и его советникам. Папы римские стре­мились объявить самого сильного из варварских вождей императо­ром, чтобы вместе с ним возрождать римский порядок в Европе.

Первый подходящий случай представился в 732 году, когда вождь франков Карл Мартелл (715—741) разбил в битве при Пуатье армию арабов и стал героем всей христианской Европы. В это время в Византии разгорелось иконоборческое движение, так что Рим не мог надеяться на поддержку Востока. Папа решил объявить Карла Мартелла «императором Запада», но вождь франков сознавал свою силу и не хотел делить власть с церковниками. Он отнимал земли у монастырей, чтобы наградить своих воевод, поэтому союз с Римом в тот раз не состоялся. Вторую попытку католические иерархи предприняли с внуком Карла Мартелла — Карлом Великим (768—814). В этот раз папа Лев III заранее подготовился и, когда Карл прибыл в Рим после победы над аварами (эти кочевники владели Паннонией — будущей Венгрией), короновал его как «им­ператора Запада».

Карл Великий очень серьезно отнесся к своей новому титулу. К 800 году он уже владел всей Францией, почти всей Италией и большей частью Германии, которую покорил огнем и мечом, так же как Цезарь — Галлию. С князьями Британии у Карла были дружеские отношения. На этом острове римская культура не пришла в такой упадок, как на материке. Многие англосаксы—потомки крестившихся варваров-завоевателей — возвращались на материк в роли миссионеров (они крестили Германию с помощью войск Карла) или ученых-просветителей. При дворе Карла в Аахене возник ли­тературный кружок, а сам император выучился читать по-латыни, но писать так и не научился. Члены кружка во главе с саксом Алкуином разбирали и переводили труды римских классиков, сами пробовали сочинять. После смерти Карла Великого франк Эйнгард составил его биографию.

Это «дворцовое просвещение» было недоступно большинству князей и воинов, а разные народы, покоренные Карлом, не видели пользы от сосуществования в одном государстве. Через тридцать лет после смерти Карла (843 год) его внуки поделили Империю на три части — будущие Францию, Германию и Италию, От славного имени Карла произошел титул король — так стали называть вер­ховных правителей, зависимых только от императора.

В IX веке Западная Европа пережила последнюю волну переселения народов: с севера на морских ладьях приплывали норманны или викинги (скандинавы и жители Дании), а с востока вторгались кочевники-венгры (мадьяры). Оказалось, что отражать набеги новых варваров европейцы не умеют: товарищеская спайка племенных дружин исчезла, а постоянные, профессиональные войска еще не появились. Норманны и венгры передвигались по всей Европе как хотели; осаждая города, они брали с них выкуп. В случае победы они селились на захваченных землях, заставляли местных жителей платитьим дань. Так в Англии и во Франции образовались при­брежные княжества викингов — Данело (дословно "область права датчан") и Нормандия (дословно "владения северных людей").

Только к концу IX века в нескольких районах Европы жители, доведенные до отчаяния, сплотились вокруг способных военачальников и дали отпор норманнам. В 885 году Париж выдержал осаду скандинавов. Победоносный военачальник — граф Одо был избран новым королем Франции. В Британии в 878 году правитель Уэссекса Альфред (871—900) разбил норманнов в открытом поле и заставил побежденных принести ем вассальную клятву, причем многие из них крестились. Альфред стал королем всей Англии. В Европе из множества племен посте пенно «рождались» новые народы и государства.


II. Высокое Европейское Средневековье (X – XIII вв.).