Этапы планирования производственной программы

Лекция 9. Планирование производственной программы

Этапы планирования производственной программы. Разработка производственной программы

Производственная программа предприятия представляет собой развернутый или комплексный план производства и продажи продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска требуемых рынком товаров и услуг. Она обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел плана тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде. Типовой алгоритм формирования программы на рисунке 1.

Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановому периодах являются:

· Проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;

· Изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановых показателей;

· Выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;

· Разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа, и условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества;

· Установление календарных сроков внедрения отдельных мероприятий, назначение подразделений и должностных лиц, ответственных за их выполнение, а также определение эффективности мероприятий.

Рисунок 1 - Схема планирования производственной программы

 

Анализ выполнения плана по номенклатуре базируется на сравнении фактического и планового выпуска продукции по изделиям. Оценка выполнения плана по ассортименту может осуществляться: по способу наименьшего процента (позиция номенклатуры, имеющая наименьший процент выполнения плана); по удельному весу в общем перечне наименований продукции, по которой выполнен план производства; с помощью среднего процента, который рассчитывается делением общего фактического выпуска продукции в пределах плана на общий плановый объем выпуска.

Важное значение отводится анализу ритмичности производства. Она характеризует равномерность выпуска продукции, установленную планом производства. Для измерения ритмичности выпуска продукции используется коэффициент ритмичности, определяемый делением суммы фактически выпущенной продукции, которая засчитывается в выполнение плана, на плановый выпуск продукции за анализируемый промежуток времени:

QПi – плановый выпуск продукции за i-тый период (i=1,2,3,…,n) в натуральном и стоимостном выражении;

QФi – фактический выпуск продукции, зачтенный в выполнение плана;

n – длительность расчетного периода (сутки, декада, месяц, квартал, год).

Оценка ритмичности позволяет не только судить о равномерности производства продукции, что является важнейшим условием выполнения плана продаж, но и подсчитать упущенные возможности предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работой.

Заканчивается анализ на данном этапе оценкой качества продукции. Она может проводится по следующей системе показателей:

· обобщающие показатели (удельный вес новой продукции в общем выпуске, удельный вес сертифицированной продукции, удельный вес конкурентоспособной продукции);

· единичные и комплексные показатели, характеризующие свойства продукции (полезность, надежность, технологичность, эстетичность);

· косвенные показатели (потери от брака, штрафы и пени за некачественную продукцию, затраты на устранение рекламаций).

Для обобщенной оценки качества продукции наиболее часто используются следующие способы:

Балльный метод, сущность которого состоит в расчете средневзвешенного балла качества продукции. Процент выполнения плана по качеству определяется путем сравнения фактического и планового его уровня.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства; средний коэффициент сортности; средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

1) отношением количества продукции первого сорта к общему выпуску;

2) отношением стоимости продукции всех сортов к этому же объему продукции по цене первого сорта:

где QТi – товарная продукция i-го сорта (i=1,2,3,…,n) в натуральном выражении;

Цi – цена единицы продукции i-го сорта;

Q – общий товарный выпуск продукции в натуральном выражении;

Ц – цена единицы продукции первого сорта;

n – количество сортов продукции.

Влияние качества продукции на стоимостные показатели предприятия – выпуск товарной продукции, выручку от реализации продукции и прибыль определяется по следующим формулам:

где Ц0i , Ц1i – соответственно цена i-го изделия до и после изменения качества, руб.;

С0i , С1i – себестоимость единицы i-го изделия до и после изменения качества, руб.;

QВi – количество выпущенной i-той продукции повышенного качества в натуральном выражении;

QРi – количество реализованной i-той продукции повышенного качества;

n – количество наименований изделий.

Всесторонний анализ выполнения плана производства продукции позволяет выявить резервы роста объемов производства и наметить мероприятия по их реализации, которые могут быть сгруппированы в следующие разделы:

· создание, освоение новой и повышение качества выпускаемой продукции;

· внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация труда;

· капитальный ремонт и модернизация основных фондов;

· мероприятия по экономии сырья, материалов, топлива и энергии;

· научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;

· технико-экономические уровни выпускаемой продукции и производства;

· технико-экономические результаты внедрения мероприятий.