Современные тенденции развития контроля.

Процесс контроля.

 

1. Децентрализация.Контрольные функции, традиционно осу­ществляемые централизованно (в коммерческой фирме - ее руко­водством, а в государстве - центральными органами), постепен­но перераспределяются между:

• верхними звеньями управления;

• сторонними организациями, специализирующимися на фун­кциях контроля;

• потребителями продукции;

• низовыми звеньями управления.

Часть контрольных функций передается внешним организа­циям. Наиболее ярко эта тенденция видна в аудите, когда незави­симая аудиторская фирма проверяет правильность бухгалтерских и финансовых документов.

Часть контрольных функций верхние этажи управления де­легируют нижним. В основном это касается функций текущего контроля. Это вызвано, в частности, тем, что во многих органи­зациях создаются малые подразделения и филиалы, наделенные самостоятельными функциями и определенной ответственностью. В связи с делегированием функций контроля уменьшается число контролеров, в то же время контроль становится более дей­ственным и эффективным. Контроль приближается к непосред­ственным исполнителям и в значительной мере начинает осуще­ствляться ими самими.

2. Изменение содержания контроля и новые методы его осу­ществления.С измерения затрат центр тяжести переносится на измерение результатов. Новый подход менед­жмента в основное внимание пере­носит на контроль и мониторинг результатов, которые получены в процессе тех или иных действий предприятия.

В последнее время в мировой практике получил широкое рас­пространение бенчмаркинг - новый метод контроля, особая уп­равленческая процедура внедрения в практику работы организации технологий, стандартов и методов работы лучших организа­ций-аналогов. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск организаций (предприятий), которые показывают наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация пере­довых методов в собственных условиях. В ходе бенчмаркинга анализируется практика лучших организаций, дается ответ на вопросы, что, как и почему делают лидеры для удовлетворения потребностей потребителей и клиентов.

3. Развитие новых информационных систем.Они позволяют в определенных аспектах автоматизировать процесс управления и контроля. Одновременно с развитием мощных информационных систем, использующих современные возможности вычислительной техники и телекоммуникационные технологии, меняется содержа­ние информационных потоков, участвующих в процедуре контро­ля. В связи со смещением текущего контроля сверху вниз потоки информации от потребителя к производителю становятся более прямыми и не затрагивают высших эшелонов управления. В то же время общей тенденцией контроля во всех передовых организаци­ях становится уменьшение числа контролируемых показателей с одновременным увеличением числа измерений и повышением эф­фективности каждой процедуры контроля.