Общенаучные методы, присущие теоретическому уровню познания.

· Обобщение – это переход от отдельных фактов и мыслей к их отождествлению в более общих мыслях.

· Идеализация – это выделение исследуемого явления в чистом виде, с отвлечением от определенных его свойств. Идеализированными объектами, например, являются: точка, прямая, абсолютно черное тело, идеальный газ и т.п.

· Формализация – это переход от оперирования понятиями к оперированию символами. Она связана с использованием искусственных языков (математических, химических, компьютерных и других символик).

· Исторический метод воспроизводит все детали действительного исторического развития.

· Логический метод воспроизводит историю в главных, существенных чертах.

Исторический метод без логического слеп, а логический метод без

исторического беспредметен (Гегель). Это положение требует учета на эмпирическом уровне.

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях познания.

· Абстрагирование – это процесс получения абстракций, когда отвлекаются от одних свойств и отношений и выделяют другие, необходимые для исследования.

· Конкретизация – это процедура, ведущая к представлению об объекте о всех его связях и отношениях.

· Анализ – это фактическое или мысленное расчленение предмета на его составные части.

· Синтез – это фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, которые были выделены с помощью анализа.

· Индукция – это переход от частного к общему.

· Дедукция – это переход от общего к частному.

· Моделирование – это метод создания объектов, воспроизводящих определенные свойства и связи исследуемого объекта с целью получения новой информации об исследуемом объекте.

Модели бывают материальные и идеальные. Примерами материальных моделей может служить модель моста, самолета. Примеры идеальных моделей – мысленные конструкции, теоретические схемы, которые фиксируются при помощи определенных знаков, рисунков и других материальных средств.

Особенность модели – ее сходство с оригиналом. Это обстоятельство позволяет переносить знания, полученные при исследовании модели, на сам оригинал. Указанный перенос знаний осуществляется в форме аналогии.

Аналогия – умозаключение, в ходе которого на основе сходства объектов в одних свойствах делается вывод об их сходстве в других свойствах. Аналогия не гарантирует от ошибок. Поэтому полученное таким способом знание является вероятностным знанием.

II. Формы научного знания (или познания) – это способы его существования, организации и развития. Рассмотрим некоторые важные формы научного знания. (Такие формы, как понятие, суждение, умозаключение, были рассмотрены в лекции «Теория познания»).

· Научный факт – это особого рода предложения, фиксирующие эмпирическое знание. Важнейшей особенностью фактов является их истинность, допускающая опытную проверку. Факты составляют эмпирический базис науки, они служат основой для выдвижения гипотез и создания теорий.

· Вопрос – это предложение, выражающее недостаток информации о каком-либо объекте и требующее ответа или объяснения. Вопрос не выражает суждения, но в его основе лежат суждения. Вопросы играют большую роль в познании, т.к. в форме вопросов формулируются проблемы и задачи, решая которые, наука получает новое знание.

· Проблема – это возникающий в ходе развития науки комплекс вопросов, решение которых имеет существенный теоретический или практический интерес. Например, проблема полета в безвоздушном пространстве, экологическая проблема и др.

· Гипотеза – это научно обоснованное предложение, форма вероятностного знания. Научная гипотеза должна отвечать следующим требованиям:

1) опираться на все факты, касающиеся исследуемой области явлений;

2) учитывать установленные наукой и подтвержденные практикой положения;

3) объяснять неизвестные факты;

4) быть способной предсказывать новые факты;

5) допускать возможность экспериментальной проверки.

Гипотеза является истинной, если предсказанные ей явления наблюдаются опытным путем. Доказанная на практике гипотеза превращается в теорию.

· Теория – это высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление закономерностях и существенных связях определенной области действительности. Научная теория – это система достоверного знания, доказанного и проверенного практикой.

В современной методологии науки принято выделять следующие основные компоненты теории:

1. Исходный эмпирический базис, включающий множество фактов в данной области знания.

2. Исходную теоретическую основу, включающую множество допущений, постулатов, аксиом, общих законов, в совокупности описывающих идеализированный объект.

3. Логику теории – совокупность правил логического вывода и доказательства.

4. Совокупность выведенных теоретических утверждений с их доказательствами, что составляет основной массив теоретического знания.

Теория может строиться двумя противоположными путями: индуктивным и дедуктивным.

Индуктивный способ построения теории – это переход от отдельных эмпирических фактов к обобщенным выводам о свойствах и отношениях предметов исследуемой области (теории ХХ века, теории в геологии, истории, медицине и др.).

Дедуктивный способ построения теории – это вывод из общих исходных положений (аксиом, постулатов) всей системы знаний по определенным правилам. Такой метод теории называется аксиоматическим (теория математики, логики, физики и др.).

Конкретная область научного знания, кроме собственных теоретических оснований, имеет также философские основания в виде философских принципов мировоззренческого, гносеологического, логического, а также аксиоматического характера.