Процесс формирования организационной структуры включает в себя
- формулировку целей и задач;
-Определение состава и места подразделений;
- Их ресурсное обеспечение (включая численность работающих);
- разработку регламентирующих процедур, документов, положений, закрепляющих и регулирующих формы, процессы, которые осуществляются в организационной системе управления;
- формирование общей структурной схемы аппарата управления;
- регламентация организационной структуры.
1) Формирование общей структурной схемы имеет важное значение.
К принципиальным характеристикам организационной структуры, которые определяются на этой стадии, можно отнести:
1. Цели производственно-хозяйственной системы и проблемы, подлежащие решению;
2. Общую спецификацию функциональных и программно -целевых подсистем, обеспечивающих их достижение;
3. число уровней в системе управления;
4. степень централизации и децентрализации полномочий и ответственности на разных уровнях управления;
5. основные формы взаимоотношений данной организации с внешней средой;
6. требования к экономическому механизму, формам обработки информации, кадровому обеспечению организационной системы.
2) Разработка состава основных подразделений и связей между ними – заключается в том, что предусматривается реализация организационных решений не только в целом по крупным линейно-функциональным и программно-целевым блокам, но и самостоятельным (базовым) подразделениям аппарата управления, распределение конкретных задач между ними и построение внутриорганизационных связей. Под базовыми подразделениями понимаются при этом самостоятельные структурные единицы (отделы, управления, бюро, сектора, лаборатории).
3) Регламентацию организационной структуры – предусматривает разработку количественных характеристик аппарата управления и процедур управленческой деятельности. Она включает: определение состава внутренних элементов базовых подразделений (бюро, групп, должностей); определение проектной численности подразделений, трудоемкости основных видов работ и квалификационного состава исполнителей; распределение задач и работ между конкретными исполнителями; установление ответственности за их выполнение; разработку процедур выполнения управленческих работ в подразделениях (в том числе на основе автоматизированной обработки информации); разработку порядка взаимодействия подразделений при выполнении взаимосвязанных комплексов работ; расчеты затрат управления и показателей эффективности аппарата управления в условиях проектируемой организационной структуры.
Совокупность документов, разработанных на всех стадиях проектирования, вместе с пояснительной запиской составляет проект организационной структуры управления.