Социальное положение трудящихся.

Вторая половина 40-х - начало 50-х гг. были весьма трудным временем для абсолютного большинства граждан СССР. С другой стороны, люди старшего поколения вспоминают этот период и именуют его «золотым веком».

• В декабре 1947 г. были отменены карточная система и нормированное снабжение трудящихся республики продовольственными и промышленными товарами.

• В 1947 г. была проведена денежная реформа. Произошло снижение цен на основные виды продуктов — хлеб и изделия из муки, на мясо, промышленные товары. В целом за годы четвертой пятилетки снижение цен проводилось трижды.

• Оказывалась социальная помощь инвалидам Отечественной войны, труда, семьям погибших. Назначались пенсии по старости, по случаю утраты кормильца, временной нетрудоспособности. Получали пособия многодетные и одинокие матери.

• На льготных условиях выдавались путевки в санатории и дома отдыха, пионерские лагеря.

• Ликвидированы сверхурочные работы, восста­новлены оплачиваемые отпуска. За счет капита­ловложений государственных и кооперативных предприятий и организаций стало расширяться строительство жилья для населения.

Однако приведенные примеры «высокого уровня социальной защищенности» являются во многом иллюзорными:

• Перед отменой карточной системы была проведена реформа розничных цен, и их общий уровень, по сравнению с 1940 г., ока­зался в три раза выше.

• Ежемесячная заработная плата рабочих и служащих в 1950 г. составила - 64 руб., а колхозников 16, 4 руб., т.е. 4 раза меньше.

Трудящиеся, подписавшиеся в добровольно принудительно вначале 50-х гг. колхозник в среднем получал 16,4 рубля в месяц, то есть в четыре раза меньше, чем получали за свой труд рабочий или служащий порядке на государственные займы, как правило, на сумму не менее месячного оклада, не могли себе позволить лишнего

4. Развитие культуры.

Культурная жизнь Казахстана находилась под жестким идеологическим прессом, в основе ко­торого лежали догматические представления о роли культуры, изложенные в «Кратком курсе истории ВКП(б)», где культурное строительст­во воспринималось как простое суммирование отдельных видов культурной деятельности: развертывание школьного строительства, рост числа высших учебных заведений, культурно- просветительная работа и т. п. Причем, главным являлась связь культуры с политикой, как гарантии непобедимости социализма.

Образование

В ноябре 1947 г. ЦК ВКП (б) и Советское правительство приняли постановление «О ме­рах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР», по которому:

• республике выделялись дополнительные средства на строительство школ и других учебных заведений;

• оснащение материально-технической базы школ;

• в Казахстан направлялись квалифицирован­ные кадры;

• был расширен набор из числа местной молодежи в Центральные вузы страны;

• за короткий срок подготовлены для народного хозяйства Казахстана более 60 тыс. специалистов высшей и средней квалификации.

• государство выделяло крупные ассигнования на школьное образование. Если в 1946 г. на эти цели было отпущено 85,6 млн. рублей, то в 1950 - 146,5 млн. рублей.

• в редконаселенных районах была создана сеть интернатных учреждений, и в них к 1953 г. училось около 40 тыс. детей.

• правительством республики на рубеже 50-х годов принимались меры и по переходу к обязательному всеобщему обучению, а в областных и крупных промышленных центрах - десятилетнему.

В целом, к 1950 г., в республике функционировало 9088 общеобразовательных школ с контингентом учащихся в 1 млн. 439 тыс. По мере необходимости создавались вечерние и заочные школы. 11 все же в учебных заведениях, школах еще не хватало помещений для занятий, учебников, а то и самих учителей.

Наука

Неординарным событием в культурной жили республики было открытие в июне 1946 г. Академии паук Казахской ССР на базе Казахского филиала АН СССР. Большую помощь в становлении современной науки в республике сыграли видные ученые Москвы и Ленинграда - академики С. И. Вавилов. И. П. Бардин, А. М. Панкратова и другие.

Первым Президентом Академии был избран Каиыш Имашпаевич Сатпаев - видный ученый и талантливый организатор.

К концу 1950 года в системе Академии наук Казахской ССР действовало уже 50 научно- исследовательских учреждений, в том числе 19 институтов, 13 секторов, 2 музея, обсерватория, 3 ботанических сада и 8 научных баз. В АН Казахской ССР обучалось около 500 аспирантов. Крупные научные исследования:

-Учеными Казахстана были разведаны многие месторождения полезных ископаемых.

-За 1946-1949 гг. научно-исследовательскими учреждениями АН Казахской ССР было передано для внедрения в производство свыше 900 предложений и исследований.

- Для более эффективной отдачи научных изысканий стали практиковаться выездные сессии АН Казахской ССР. Прикладные реко­мендации казахстанских ученых ускорили изучение и быстрое использование производительных сил регионов.

Литература

• В 1947 г. закончил вторую книгу своего романа- эпопеи «Абай» М.Ауэзов. В 1949 г. за первые две книги ему была присуждена Государственная премия СССР первой степени.

•Трудности и радости современников получили отображение в романах С.Муксшова «Сырдарья», Г.Мустафина «Миллионер», М.Иманжанова «Первые месяцы», И.Шухова, Н.Анова, в поэтических произведениях А.Токмагамбетова, Т.Жарокова, Г.Орманова, А.Тажибаева, Х.Бекхожина и других.

Идеалогическая борьба в области культуры.

Задачи культурного строительства, принятые ру­ководством СССР, исключали любые проявления научного свободомыслия. Призывы внесения значительного вклада в обеспечение приоритета советской науки на самых важных направлениях научно-технического прогресса ставились в один ряд с верностью идеологизированным догмам «диалектического материализма

Особенно в сложных условиях (период ста­линской эпохи, неусыпный контроль партийныхкомитетов) развивались общественные науки:

• Постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.), которое знаменовало собою начало нового витка преследований интеллигенции, инакомыслия и новых исканий.

• В постановлении Пленума ЦК КП Казахстана (март 1947 г.) нижестоящим партийным комитетам прямо предписывалось «шире развернуть большевистскую критику полити­ческих ошибок и националистических извращений в освещении истории, в литературе и искусстве и обеспечить бе­зусловное выполнение постановлений ЦК ВКП (б) по идеологическим вопросам...». Результатом явился поиск «врага».

• В специальном постановлении ЦК КП (б) Ка­захстана «О грубых политических ошибках в работе Института языка и литературы Академии наук Казахской ССР» без достаточного основания были обвинены в национализме и его «экспорте» Е. Исмаалов, М. Ауэзов, К.Жумалчев, С.Муканов ч другие.

• Были объявлены лженаучными взгляды крупнейшего историка республики А. Маргулана.

• Дело Бекмаханова. Ермухан Бекмаханов был молодым и очень талантливым историком, членом интернационального коллектива, ра­ботавшего над подготовкой «Истории Казахской ССР», вышедшего в 1943 г., куда входили видные советские историки: А. П. Кучкин, А. М. Панкратова, Б. Д. Греков, И. М. Дружинин и другие. В этой книге авторы рассматривали восстание под руководством Кенесары Касымова как национально-осво­бодительную борьбу казахского народа про­тив колониальных претензий Российской им­перии. Такая оценка антиколониальных восстаний вызвала в научной среде ожес­точенные дискуссии. Научные взгляды Е.Бек­маханова, высказанные им в монографии «Казахстан в 20-40-е гг. XIX в.» (1947 г.), были объявлены как отражение концепции буржуазных националистов, политически вредными, игнорирующими решения партии по идеологическим вопросам. В результате Е. Бекмаханов изгоняется из Академии наук, а 4 декабря 1952 г. осуждается судебной кол­легией Верховного суда Казахской ССР на 25 лет. Но его продолжали защищать А.М.Пан­кратова и другие честные люди. И только после смерти И. В. Сталина, когда из тюрем стали выпускаться невинно осужденные, дело по обвинению Е.Бекмаханова было пересмот­рено и прекращено за отсутствием состава преступления. Весной 1954 г. он вернулся в Казахстан.

В 40 - начале 50-х гг. целый ряд ученых - обществоведов, биологов, медиков и гео­логов, обвиненных в «безродном космопо­литизме», были изгнаны из научных учреж­дений и кафедр вузов республики.