Понятие международного воздушного права

ТЕМА 21. Международное воздушное право

Международное воздушное право - совокупность правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.

В своем развитии международное воздушное право прошло три этапа:

Первый - (начало XX века - начало I мировой войны) -появление разнообразного количества теорий и взглядов. обосновывающих правовое отношение государств к воздушному пространству и полетам в нем. В те годы была широко распространена «теория свободы воздуха» - государства не распространяют свой суверенитет на воздушное пространство. Однако с 1911 г. государства начали применять теорию государственного суверенитета над воздушным пространством.

Второй - (период межу мировыми войнами) - для него характерны:

Юридическое закрепление принципа полного и исключительного государственного суверенитета над воздушным пространством

Превращение авиации в самостоятельный вид транспорта и быстрое развитие международных воздушных отношений.

В 1919 г. была подписана Парижская конвенция о воздушных передвижениях - закрепила принцип суверенитета государств над воздушным пространством.

Третий - (начался в период второй мировой войны и длиться до наших дней) - разработка унифицированных на международной основе летно-технических норм, позволяющих единообразно понимать и применять аэронавигационные правила и способствовать безопасности полетов.

В 1944 г. воздушное пространство над открытым морем была подписана Чикагская конвенция о гражданской авиации - установила принципы международного воздушного права, учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) .

Кроме того, в систему источников международного воздушного права можно включить различные двусторонние и многосторонние -международные договоры.

Отраслевые принципы международного воздушного права .

Основными принципами международного воздушного права

Принцип государственного суверенитета над воздушным пространством.

Принцип свободы полетов в международном воздушном пространстве, в том числе над открытом морем.

Согласно Женевской конвенции об открытом море 1958 г., принцип свободы открытого моря наряду с другими свободами содержит и свободу полетов над ними. Это означает, что воздушные суда всех государств, как прибрежных, так и не прибрежных, вправе свободно летать в воздушном пространстве над открытым морем. При полете над открытым морем воздушное судно должно иметь национальные знаки отличия и регистрационный номер не более чем одного государства.

Принцип соблюдения безопасности международных полетов (Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами против безопасности гражданской авиации 1971 г.)

В международном воздушном праве насчитывают «пять свобод воздуха»:

1. Право выполнять транзитные беспосадочные полеты через территорию иностранного государства;

2. Право совершать на иностранной территории посадки с некоммерческими целями (т.е. без права высаживать или брать на борт пассажиров, грузы и почту);

3. Право привозить на иностранную территорию пассажиров, грузов и почту, взятые на борту флага судна;

4. Право увозить с иностранной территории пассажиров, грузов и почту, следующих в страну флага судна;

5. Право провозить на иностранную территорию пассажиров, грузов и почту, взятых на борт в любой третьей стране, и увозить их с этой территории в любую третью страну.

Различие правового режима национального воздушного пространства и пространства общего пользования. Нижней границей воздушного пространства является поверхность земли. Верхняя граница условна. В МП нет четкого предела разграничения воздушного пространства с космическим.

Существует три вида воздушного пространства в зависимости от правового режима их регулирования:

1. Воздушное пространство над открытым морем - подпадает под правовой режим самого открытого моря (Конвенция по морскому праву 1982 г). Существует принцип свободы полетов над открытым морем как гражданских, так и военных судов.

2. Воздушное пространство над Антарктикой (Договор об Антарктике 1959 г.). Принцип полетов над Антарктикой гражданских, и запрет полетов военных судов.

3 Государственное воздушное пространство - часть государственной территории, воздушное пространство, вертикальными границами которого является воображаемая вертикальная плоскость, проведенная над линией государственной сухопутной и водной границы.