Административное управление.

Административное деление Казахстана

По реформе 1867-68 гг.

Вся территория Казахстана делилась на три генерал-губернаторства: Туркестанское, Западно-Сибирское и Оренбургское;

Каждое генерал-губернаторство состояло из двух областей:

Оренбургское генерал-губернаторство - Уральская и Тургайская

Западно-Сибирское генерал-губернаторство - Акмолинская и Семипалатинская

Туркестанское генерал-губернаторство Семиреченская и Сырдарьинская

Области делились на уезды.

В области входили:

в Сырдарытскую - Казалинский, Перовский, Туркестанский, Чимкентский, Аулие- Атинский, Ташкентский, Ходжкентский, Жизакский;

в Семиреченскую - Сергиопольский, Капальс- кий, Верненский, Джаркентский, Иссык- кульский и Токмакский;

в Уральскую - Уральский, Гурьевский, Калмыковский, Эмбенский (Темирский);

в Тургайскую - Илецкий, Николаевский, Иргизский, Тургайский;

в Акмолинскую - Акмолинский, Кокчетавский, Петропавловский, Омский, Атбасарский;

в Семипалатинскую - Каркаралинский, Баянаульский, Павлодарский, Семипалатинс­кий, Кокпектинский, Зайсанский, Усть- Каменогорский.

В Казахстане сложилась 5-ступенчатая систе­ма:генерал-губернаторства —> области—> уезды —> волости —> аулы.

Один администра­тивный аул состоял из 100-200 кибиток.

1. Территория бывшего Букеевекого ханства в 1872 г. была включена в состав Астраханской губернии. Мангыстау (Мангышлакское приставство) отошел в управление Кавказского военного округа, позже включено в Закаспийскую область.

 

2. В руках генерал-губернатора сосредотачи­валось военная и гражданская власть - это одно из значительных положений реформы. Туркестанскому генерал-губернатору предоставлялось право ведения дипломатических переговоров с Китаем и Ираном.

3. Во главе областей стояли - военные губернаторы, в тоже время они являвшиеся наказными атаманами казачьих войск, расположенных на территории области. При военных губернаторах для ведения дел создавались Областные правления, которые имели три отдела: хозяйственный, судебный и распорядительный. Контроль над деятельностью областного правления осуществлял вице-губернатор, являвшийся также председателем правления.

4. Уездный начальник, назначаемый генерал- губернатором из числа казачьих офицеров. Один из двух его помощников были из представителей местной правящей верхушки. Уездным начальникам подчинялись полиция, военные части, учреждения уезда и укрепления. Волостные управители и аульные старшины избирались из местной знати каждые 3 года, путем тайного голосования. В должности утверждались вышестоящим колониальным начальством, им вручали отлитый из бронзы знак и печать. Они были опорой царского правительства в Казахстане.

В оседлых населенных пунктах Сырдарьинской области полицейская и распорядительная власть была передана в руки аксакалов. Аксакалы избирались на сходах выборщиков и утверждались областными военными губернаторами Судебные дела

По реформе были учреждены новые судебные органы, действовавшие на основании общеимперских законов:

а) военно-судебные комиссии;

б) уездные суды.

«Судебные учреждения, имеющие четко выраженный классовый характер, были орудием проведения колониальной политики

В Сырдарьинской области сохранился суд казиев

5. Ограничение суда биев.

6. В каждой волости в зависимости от числа кибиток избирались от 4 до 8 биев.

7. Суды биев и казиев, утверждаемые военными губернаторами были - низшим звеном колониальной судебной системы в Казахстане.

8. Ограничение прав и привилегий мусульманского духовенства. Духовные дела передавались гражданской администрации. Установился контроль над строительством мечетей, мектебов и медресе. В каждой волости разрешалось иметь только одного выборного муллу, утверждаемого и увольняемого военным губернатором.

9. Согласно реформе в уездных городах предполагалось открыть одну общую школу и медпункт.

Земельный вопрос.

Казахстана были объявлены собственностью Российской империи.

По царскому указу от 26 марта 1893 г. государственной собственностью России становились и воды Каспийского моря