Лекция № 30

Результаты вхождения.

Делегация А.И. Тевкелева.

Делегация А.И. Тевкелева 5 октября 1731 г. прибывает в урочище Майтобе на реке Иргиз, где находилась ставка Абулхаира. Знатного гостя встречал, сопровождал и охранял сын Абулхаира султан Нуралы, который во всем поддерживал отца. Услышав о планах хана по поводу присоединения к России, в жузе начались существенные разногласия. Сформировалась группировка из восьми султанов, которая выступила против этой ханской затеи. Они утверждали, что такого права Абулхаиру не давали, что это незаконное решение. Однако известные в Младшем жузе батыры Богенбай, Есет, Кудайменды мурза поддержали Абулхаира, и кризис несколько спал.

Таким образом, 29 биев, старшин под предводительством Богенбая, Есета, Кудайменды мурзы дали клятву на Коране о желании ханства войти в подданство России. Эта инициатива Абулхаира была первым шагом казахов на пути вхождения в состав России. Однако и после принятия Младшим жузом российского подданства положение в Казахстане оставалось сложным.

Джунгарский хан Галдан-Церен стал сосредоточивать свои силы на границе со Средним жузом. Угроза Джунгарии побудила влиятельных феодалов Среднего жуза обратиться к России с прось­бой принять их в ее состав. Царское правительство в июне 1734 г. публикует указ о присоединении Среднего жуза к России. Но он не был узаконен. Однако хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай в 1740 г. присягают на верность России. Тем временем положение Старшего жуза было совсем тяжелым. Хан жуза Жолбарыс тоже выражает свое желание быть под началом России и посылает делегацию к царю во главе с Толе би. Однако это его желание осталось без внимания. Старший жуз вошел в состав России только во второй половине XIX в. с помощью военной силы.

 

Вхождение Казахского ханства в состав России имело следующие результаты: уменьшилась агрессия джунгар на границе, усилилась колонизаторская политика России по отношению к Казахскому ханству. Почувствовав такой поворот в политике царского правительства, о своей инициативе в этом деле первым начинает сожалеть хан Младшего жуза Абулхаир. Почувствовав это, Оренбургский генерал-губернатор направляет к Абулхаир хану султана Барака, который и убивает хана.

 

Тема: Политическое и социально- экономическое положение казахского общества в XVIII- в середине ХIХ века.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

План урока:

1. Политическое положение Казахстана к середине XVIII в.

2. Казачья колонизация и колониальная политика царизма в земельном вопросе.

3. Казахско-русские торговые взаимо­связи.

4 Ханство Аблая.

5.Основные направления внешней политики Абылай хана.

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися политическое и социально- экономическое положение казахского общества в XVIII- в середине XIX века.

Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения темы учащиеся должны:

- иметь представлениеополитическом положение Казахстана к середине XVIII вв.

- знатьо политике царизма в земельном вопросе и основных военных линиях в Казахстане, о казахско-русских торговых взаимосвязях, о видном политическом деятеле Аблай хане, его основных направлениях внешней и внутренней политике.

- уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять политические и социальные противоречия.