Лекция № 30
Результаты вхождения.
Делегация А.И. Тевкелева.
Делегация А.И. Тевкелева 5 октября 1731 г. прибывает в урочище Майтобе на реке Иргиз, где находилась ставка Абулхаира. Знатного гостя встречал, сопровождал и охранял сын Абулхаира султан Нуралы, который во всем поддерживал отца. Услышав о планах хана по поводу присоединения к России, в жузе начались существенные разногласия. Сформировалась группировка из восьми султанов, которая выступила против этой ханской затеи. Они утверждали, что такого права Абулхаиру не давали, что это незаконное решение. Однако известные в Младшем жузе батыры Богенбай, Есет, Кудайменды мурза поддержали Абулхаира, и кризис несколько спал.
Таким образом, 29 биев, старшин под предводительством Богенбая, Есета, Кудайменды мурзы дали клятву на Коране о желании ханства войти в подданство России. Эта инициатива Абулхаира была первым шагом казахов на пути вхождения в состав России. Однако и после принятия Младшим жузом российского подданства положение в Казахстане оставалось сложным.
Джунгарский хан Галдан-Церен стал сосредоточивать свои силы на границе со Средним жузом. Угроза Джунгарии побудила влиятельных феодалов Среднего жуза обратиться к России с просьбой принять их в ее состав. Царское правительство в июне 1734 г. публикует указ о присоединении Среднего жуза к России. Но он не был узаконен. Однако хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Абылай в 1740 г. присягают на верность России. Тем временем положение Старшего жуза было совсем тяжелым. Хан жуза Жолбарыс тоже выражает свое желание быть под началом России и посылает делегацию к царю во главе с Толе би. Однако это его желание осталось без внимания. Старший жуз вошел в состав России только во второй половине XIX в. с помощью военной силы.
Вхождение Казахского ханства в состав России имело следующие результаты: уменьшилась агрессия джунгар на границе, усилилась колонизаторская политика России по отношению к Казахскому ханству. Почувствовав такой поворот в политике царского правительства, о своей инициативе в этом деле первым начинает сожалеть хан Младшего жуза Абулхаир. Почувствовав это, Оренбургский генерал-губернатор направляет к Абулхаир хану султана Барака, который и убивает хана.
Тема: Политическое и социально- экономическое положение казахского общества в XVIII- в середине ХIХ века.
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1. Политическое положение Казахстана к середине XVIII в.
2. Казачья колонизация и колониальная политика царизма в земельном вопросе.
3. Казахско-русские торговые взаимосвязи.
4 Ханство Аблая.
5.Основные направления внешней политики Абылай хана.
Цели занятия:
Образовательная -обеспечить усвоение учащимися политическое и социально- экономическое положение казахского общества в XVIII- в середине XIX века.
Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
- иметь представлениеополитическом положение Казахстана к середине XVIII вв.
- знатьо политике царизма в земельном вопросе и основных военных линиях в Казахстане, о казахско-русских торговых взаимосвязях, о видном политическом деятеле Аблай хане, его основных направлениях внешней и внутренней политике.
- уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять политические и социальные противоречия.