Подготовка джунгар ко вторжению.

Хронологическая карта занятия

Лекция № 28

Тема: Джунгарское нашествие.

Форма занятия: теоретическое.

Продолжительность занятия: 90 минут.

Тип занятия: комбинированный урок.

План урока:

1.Подготовка джунгар к вторжению.

2.Второжение джунгар в казахские земли.

3.Курултай в Каракумах.

4.Отечественная война казахского народа против джунгарских захватчиков.

 

 

Цели занятия:

Образовательная -обеспечить усвоение учащимися причины ослабления политической власти, феодальной междоусобице в Казахском ханстве, которые привели ханство к потере территориальной целостности.

Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.

Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.

 

После изучения темы учащиеся должны:

- иметь представление о: о положении Казахстана в конце XVII- начале XVIII вв.

- знатьо основные периоды джунгарских походов на территорию Казахстана, этапы освободительной борьбы, основные сражения, «годы Великого бедствия», батыров принимавших активное участие в сражениях против джунгар, историческое значение Булантинского и Анракайского сражения.

- уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять политические и экономические противоречия.

№ п/п Этапы занятия Планирование Время (мин)
1. Организационный момент. Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. 1 мин.
2. Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. З мин.
З. Объяснение нового материала. Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). 70 мин.
4. Закрепление материала. Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). 7мин.
5. Обобщение, систематизация, выводы Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. 4мин.
6. Объяснение домашнего задания. Рекомендации по выполнению домашнего задания. 2 мин.
7. Заключительная часть. Приведение в порядок рабочее место 1 мин.

 

В начале XVII в. положение казахского народа было очень тяжелым. Казахи оказались в кольце враждебно настроенных джунгар, волжских калмыков, липких казаков, башкир. Самыми опасными среди врагов были джунгары. Они имели стотысячную конницу, но не прежнюю, вооруженную пиками да дубинками, а качественно новую, доселе невиданную в кочевой Азии армию, умеющую воевать по новым образцам и правилам, имеющую пушки и фитильные ружья. Помимо этого, вековой военный опыт, выносливость и фанатизм превратили их в грозную силу.

Образование Джунгарского ханства и его захватническая политика. В 1635 г. ойратские племена объединились в Джунгарское ханство. С одной стороны, этому способствовало развитие феодальных отношений в джунгарском обществе, с другой — личные качества хунтайчжи Батура. Возникновение централизованного Джунгарского ханства в корне изменило казахско- джунгарские отношения. Политика джунгарских феодалов по отношению к Казахстану и Средней Азии особенно изменилась после прихода к власти Галдан-Церена и завоевания им Восточного Туркестана. Джунгарские правители стремились к захвату территорий, примыкающих к бассейну реки Сырдарьи, и района Семиречья. Во внешней политике Джунгарское ханство заняло двойную позицию: с одной стороны, джунгары в течение ста лет вели освободительную войну против Цинской империи и не подпускали ее к Средней Азии, с другой стороны — в отношении своих западных соседей придерживались захватнической политики. В связи с этим борьба казахского, узбекского и киргизского народов против джунгар приобрела освободительный характер. Основная тяжесть военных столкновений легла на плечи казахов, оказавших упорное сопротивление джунгарским завоевателям. Захватническая политика джунгарских правителей крайне обострила казахско-джунгарские отношения. Ярким примером томуслужит Орбулакское сражение, где казахские войска одержали убедительную победу над джунгарскими захватчиками. Организатором и вдохновителем этой победы был Жангир хан.