Подготовка джунгар ко вторжению.
Хронологическая карта занятия
Лекция № 28
Тема: Джунгарское нашествие.
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1.Подготовка джунгар к вторжению.
2.Второжение джунгар в казахские земли.
3.Курултай в Каракумах.
4.Отечественная война казахского народа против джунгарских захватчиков.
Цели занятия:
Образовательная -обеспечить усвоение учащимися причины ослабления политической власти, феодальной междоусобице в Казахском ханстве, которые привели ханство к потере территориальной целостности.
Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
- иметь представление о: о положении Казахстана в конце XVII- начале XVIII вв.
- знатьо основные периоды джунгарских походов на территорию Казахстана, этапы освободительной борьбы, основные сражения, «годы Великого бедствия», батыров принимавших активное участие в сражениях против джунгар, историческое значение Булантинского и Анракайского сражения.
- уметь самостоятельно анализировать, сопоставлять политические и экономические противоречия.
№ п/п | Этапы занятия | Планирование | Время (мин) |
1. | Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. | 1 мин. |
2. | Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. | Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. | З мин. |
З. | Объяснение нового материала. | Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). | 70 мин. |
4. | Закрепление материала. | Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). | 7мин. |
5. | Обобщение, систематизация, выводы | Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. | 4мин. |
6. | Объяснение домашнего задания. | Рекомендации по выполнению домашнего задания. | 2 мин. |
7. | Заключительная часть. | Приведение в порядок рабочее место | 1 мин. |
В начале XVII в. положение казахского народа было очень тяжелым. Казахи оказались в кольце враждебно настроенных джунгар, волжских калмыков, липких казаков, башкир. Самыми опасными среди врагов были джунгары. Они имели стотысячную конницу, но не прежнюю, вооруженную пиками да дубинками, а качественно новую, доселе невиданную в кочевой Азии армию, умеющую воевать по новым образцам и правилам, имеющую пушки и фитильные ружья. Помимо этого, вековой военный опыт, выносливость и фанатизм превратили их в грозную силу.
Образование Джунгарского ханства и его захватническая политика. В 1635 г. ойратские племена объединились в Джунгарское ханство. С одной стороны, этому способствовало развитие феодальных отношений в джунгарском обществе, с другой — личные качества хунтайчжи Батура. Возникновение централизованного Джунгарского ханства в корне изменило казахско- джунгарские отношения. Политика джунгарских феодалов по отношению к Казахстану и Средней Азии особенно изменилась после прихода к власти Галдан-Церена и завоевания им Восточного Туркестана. Джунгарские правители стремились к захвату территорий, примыкающих к бассейну реки Сырдарьи, и района Семиречья. Во внешней политике Джунгарское ханство заняло двойную позицию: с одной стороны, джунгары в течение ста лет вели освободительную войну против Цинской империи и не подпускали ее к Средней Азии, с другой стороны — в отношении своих западных соседей придерживались захватнической политики. В связи с этим борьба казахского, узбекского и киргизского народов против джунгар приобрела освободительный характер. Основная тяжесть военных столкновений легла на плечи казахов, оказавших упорное сопротивление джунгарским завоевателям. Захватническая политика джунгарских правителей крайне обострила казахско-джунгарские отношения. Ярким примером томуслужит Орбулакское сражение, где казахские войска одержали убедительную победу над джунгарскими захватчиками. Организатором и вдохновителем этой победы был Жангир хан.