Суды - биев.

В Казахском ханстве право наказания было в руках хана, биев и правителей родов и племен. Некоторые судебные дела могли решать старейшины тех аулов, в которых было совершено преступление. Однако в этих случаях участие в решении принимали по два посредника с обеих сторон. За справедливое решение дела бии- судьи и посредники получали одну десятую от той суммы, которую присуждали в качестве штрафа за содеянное. Для удостоверения в преступлении требовалось от двух до трех свидетелей. Если не было свидетелей, то требовалось прибегать к присяге. Если заявитель считал решение биев несправедливым, то имел право менять биев.В казахском обществе проблема исполнения судебного решения была очень актуальной, потому что в это время еще не было органа, который бы осуществлял надзор за исполнением решений. Контроль, как правило, поручался победившей стороне. Если проигравшая сторона сознательно не выполняла решения биев, то выигравшие процесс могли пойти на барымту, т.е. насильственный угон скота. По “Жеты жаргы”, это считалось законным явлением. Конечно, такое положение судебной системы отрицательно влияло на развитие общества.

 

2.Вопросы собственности.

В казахском обществе остро стоял вопрос о собственности. Ученые, занимающиеся историей Казахстана, много лет ведут споры по этому вопросу и до сих пор на него нет однозначного ответа. Некоторые историки и экономисты считают, что в Казахстане собственности на землю не было, была только на скот. Наряду с собственностью на скот существовало и право на земельную собственность. Исследования последних лет подтверждают правиль­ность утверждения этой группы.

В своде законов “Жеты жаргы” говорилось и о необходимости каждому роду-племени или их ответвлениям иметь собственную тамгу. И в эти же годы всем хозяйствам были розданы тамги с непременным условием ставить тавро на скот, дабы знать, кому он принадлежит. Этим самым подтверждалось, что для казаха в его экономике главным являлся скот. Поэтому, чтобы не было споров, каждый ставил тавро на принадлежащий ему скот и имущество. Однако основным объектом собственности была земля, на которой можно было пасти скот, увеличивать его поголовье. Ведь если нет земли, то невозможно развивать и скотоводство. Многочисленные казахские пословицы и поговорки, письменные источники средних веков говорят о том, что у казахов была частная собственность на землю. Это доказывает и то обстоятельство, что казахи имели постоянные зимовки, куда возвращались на зиму. Китайские династийные хроники сообщают, что собственность на землю была и у усуней еще в VI—IX вв. Свидетельства турецких историков подтверждают наличие собствен­ности в Казахстане в XVIII—XIX вв. Немало подтверждений этого и в материалах русских исследователей. Так, один русский чиновник, побывав в Казахстане, писал: “Места кочевки и пастбищ строго определены обычаем для каждого, и никто из кочевников не рискнет переступить отведенной для рода земли”. Эти данные говорят о том, что право собственности на землю у казахов было с самых древних времен.

 

3.Налоги и виды обязательств.

Документов о налогах и жизни населения Казахского ханства в XV—XVII вв. почти нет. Так, могольский хан Абдурашит брал насильно закят с киргизов. В другом документе, относящемся к концу XVIII в., говорится о том, как туркмены отказались платить закят, и потомки Жолбарыс хана убили сборщиков налога. Похоже, что этот вид налогообложения действовал во всех странах Средней Азии. В Казахстане закят исчислялся с поголовья скота. Например, с сорока голов—одна единица, со 120 голов — две единицы, и так постепенно закят возрастал. Часть средств, вырученных от закята, раздавалась неимущим и отправлялась в религиозные организации. Харадж— налог на землю. Из продукции, полученной от земледелия, две трети забирало государство. Третий вид налога назывался тагар. Этот налог брался для обеспечения продовольствием военных. Налог брался не только продуктами, но и деньгами.

В письменной казахской литературе встречаются слова: коналка (“ночевка”) и жамылгы (“покрывало”). Это один из видов налога для достойной встречи гостей, для обеспечения им приюта. В XIX в. у казахов было принято угощать хана, султанов, беков “сыбагой” — мясом забитого скота; при выезде хана и султанов на охоту со свитой обеспечивать их ночевками, хорошим угощением, уходом за лошадьми. Жители городов, зимовок вдоль дорог обязаны были обеспечивать военных, сборщиков налогов, командированных чиновников, почтовых курьеров, гонцов жилищем, продовольствием, необходимым транспортным средством.