Образование Казахского ханства.
Хронологическая карта занятия
Лекция № 24
Тема: Возникновение Казахского ханства и его укрепление.
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1.Образование Казахского ханства.
2.Политическое положение Казахского ханства во второй половине XV - XVII вв.
Цели занятия:
Образовательная -обеспечить усвоение учащимися исторических условий образование Казахского ханства, укрепление ханства.
Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
-иметь представлениео казахском ханстве и его политической истории.
- знатьпредпосылки появления Казахского ханства, внешнюю и внутреннюю политику государства, правителей Казахского ханства, первые нормативные акты.
- уметь работать с источниками.
№ п/п | Этапы занятия | Планирование | Время (мин) |
1. | Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. | 1 мин. |
2. | Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. | Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. | З мин. |
З. | Объяснение нового материала. | Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). | 70 мин. |
4. | Закрепление материала. | Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). | 7мин. |
5. | Обобщение, систематизация, выводы | Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. | 4мин. |
6. | Объяснение домашнего задания. | Рекомендации по выполнению домашнего задания. | 2 мин. |
7. | Заключительная часть. | Приведение в порядок рабочее место | 1 мин. |
Социально-экономическое и этническое положение Белой Орды, ханства Абулхайра, Моголистана и Ногайской Орды, их политический кризис предопределили создание Казахского ханства. В середине XV в. ханство Абулхайра переживает кризис. Историк М.Х. Дулати в своем труде “Тарих-и Рашиди” говорит о том, что в 1465—1466 гг. из этого ханства отделяются Керей и Жанибек. Причиной их откочевки, во-первых, были действия хана Абулхайра, который после поражения в 1457 г., нанесенного калмыцким ханом Уз-Темиром, стал преследовать не поддержавших его султанов. Не согласные с этим султаны Керей и Жанибек откочевали со своими племенами в сторону Семиречья. Однако это был только предлог. Основная причина скрывалась глубже — внутри ханства усилились социально-экономические противоречия. По сведениям средневековых авторов, в истории случаев откочевки из своего ханства недовольных действиями хана было сколько угодно. Однако в тех государствах не утвердилась такая система управления, как в Казахском ханстве. Во-вторых, откочевка этих племен в сторону Семиречья была связана с тем, что между местными племенами и племенами, переселяющимися в этот регион, издавна существовали этнические связи. Поэтому концентрация казахских племен в одном регионе давала им возможность образовать отдельное Казахское ханство. Прибывшие разместились на западе Семиречья, в местности Козыбасы, на берегах Чу. Их число достигло 200 тыс.
Таким образом, в 1465—1466 гг. (1470—1471гг.) посадили большого Керея на белую кошму, подняли над головой и провозгласили ханом. Так образовалось Казахское ханство.
Вновь образованное ханство стало крупной вехой не только в истории казахского народа, но и в истории всего Евразийского континента. Казахское ханство стало известно всему миру тем, что назвало себя по имени народа — “казах”.