Образование Ак Орды
Хронологическая карта занятия
Лекция № 20
Тема: Образование и возвышение Ак Орды.
Форма занятия: теоретическое.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Тип занятия: комбинированный урок.
План урока:
1.Образование Ак Орды.
2. Общественное устройство
3. Политическая история Ак Орды.
Цели занятия:
Образовательная -обеспечить усвоение учащимися особенностей образования Ак Орды, внутренней и внешней политике государства, ее экономическом положении,хозяйственной деятельности.
Развивающая- продолжить развивать внимание, наблюдательность, аналитическое мышление.
Воспитательная- способствовать воспитанию чувства долга, ответственности, трудолюбия, исполнительности.
После изучения темы учащиеся должны:
-иметь представление оистории становления, развития государства Ак Орда, причинах упадка.
-знатьо распаде монгольских улусов и обособлению и образованию нескольких средневековых государств на территории казахстана в XIV- XV вв.
- уметьсопоставлять и обобщать факты.
№ п/п | Этапы занятия | Планирование | Время (мин) |
1. | Организационный момент. | Приветствие, отметка отсутствующих, контроль готовности аудитории и учащихся к началу занятия. | 1 мин. |
2. | Постановка целей, начальная мотивация, актуализация. | Сообщение темы, целей, ходазанятия. Указание на важность получения знаний и умений, использования их в будущей практической деятельности. | З мин. |
З. | Объяснение нового материала. | Изложение нового материала (согласно плана, продиктованного ранее). | 70 мин. |
4. | Закрепление материала. | Самостоятельная работа учащихся (решение задач, тестов, ответы на вопросы). | 7мин. |
5. | Обобщение, систематизация, выводы | Оценка работы учащихся, на занятии, стимуляция интенсивной подготовкик занятию. | 4мин. |
6. | Объяснение домашнего задания. | Рекомендации по выполнению домашнего задания. | 2 мин. |
7. | Заключительная часть. | Приведение в порядок рабочее место | 1 мин. |
Послемонгольский период XIV – XV характеризуется объединением кочевого оседло – земледельческого населения огромной территории Дешт- и – Кыпчака, Семиречья И Южного Казахстана. В письменных источниках XIV – XVI вв. эта часть Казахстана называлась Туркестаном.
Начался исторический процесс формирования единой народности и ее государственности. На начальном этапе этого сложного периода в истории Казахстана произошел распад монгольских улусов, что привело к ослаблению в этом регионе нескольких государств – Ак орды, Могулистана, Ханства Абулхаира, Ногайской Орды, Западносибирского ханства.
Ак Орда (XIII – XV)
На территории Восточного Дешт- и – Кыпчака в XIII – начале XVвв. Существовало государство – Ак Орда.
Ак Орда – первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана.
Основатель – Орда Еджен (1226 – 1280)
· По свидетельству Рашид – ад – Дина восточную часть улуса Джучи получил один из старших сыновей Джучи Орда Еджен еще при отце.
· По свидетельству Абулгази (XVII в) эти земли выделены Орда Еджену его младшим братом Бату ханом в середине XIII в.
Территория улуса Орда – Еджена старшего сына Джучи – северо-восточная часть Семиречья, Прииртышья, степи до горных массивов Улутау и Кентау и назвался этот улус Кок Ордой.
Территория улуса Шейбана, младшего сына Джучи – междуречье Яика, Иргиза, Тобола, Сарысу. Приуральские степи и низовья Сырдарьи и назвался он Ак Ордой.
В XIV в. Преемники Орда Еджена распространяли свою власть и на улус Шайбана, т.е. фактически на всю территорию современного Казахстана, кроме Семиречья.
Территория – от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Урала на западе, от низовьев Сырдарьи и северо-восточной части Аральского моря на юге до рек Ишима, Тобола, Сарысу на севере.
Столица – Сыгнак.
Крупные города – Иасы, Сауран, Жаркент.