N.B! Основные виды научения.

Типы научения Характеристики поведения
1. привыкание При продолжительном повторении стимулов, не подкрепленных поощрением или наказанием, реакция на них постепенно угасает (птицы, например, перестают бояться пугала)
2. ассоциативное научение а) выработка условного рефлекса б) научение путем проб и ошибок   в) латентное научение   г) инстинкт (постижения)   д) запечатление (импринтинг)       Животное научается связывать безусловный стимул с условным (опыты Павлова) Сочетание данного действия с наградой (положительное подкрепление) и наказание (отрицательное подкрепление) соответственно повышает или уменьшает вероятность повторения этого действия в дальнейшем (знание непосредственного окружения пары животных) Научение, которое может пригодиться в дальнейшем (знание непосредственного окружения пары животных) Научения, основанные на информации, полученной ранее при других в чем-то сходных обстоятельствах (признак высокого интеллекта, возможностей у шимпанзе) Проявляется во время раннего периода развития животного. В мозгу детеныша запечатлевается образ другого индивидуума, обычно родителя, и создается особая «привязанность» к нему (опыты Варенца)  

Социобиология. Анализом взаимосвязи между биологическим и специфически социальным в человеке занимается такая наука как социобиология, которая находится на стыке естественного и гуманитарного знания. Основоположник социобиологии американский ученый Э.Уилсон выпустил в 1975 г. книгу «Социобиология: новый синтез». Она представляет собой объединение популяционной генетики, эволюционной теории, этологии и экологии. Социология вкупе с генетикой изучает вопрос о том, существуют ли гены эгоизма, альтруизма и др., т.е. наследуются ли черты характера или они социально обусловлены воспитанием. Например, в человеке имеется врожденная способность к взаимопомощи и коллективизму на основе морали. В той степени, в которой она наследуется, она социобиологична; в той, в которой приобретается – социокультурна. Проблема в том, может ли влияние цивилизации переходить на генетический уровень и становиться фактором искусственного отбора или имеет место только социальное наследование культуры?

С установлением законов генетики любое исследование живых организмов неизбежно требует постановки конкретного вопроса: насколько те или иные данные о животных подкреплены генетикой? Социобиология объяснила различия в поведении, обусловленные полом животного. Например, главное назначение самок – обеспечить выживание потомства, поэтому самка при выборе самца руководствуется одной из двух линий поведения последнего: или генетическими качествами самца (здоровьем), или его помощью в заботе о потомстве. Преобладающий же интерес самцов – чисто репродуктивный, и в меньшей степени – в организации семьи. Таким образом, верность, измена, выбор, по мнению социобиологов, детерминируется на генетическом уровне.

Центральный тезис социобиологии таков: каждая форма социального поведения обязательно имеет генетическую основу, которая «заставляет» индивидов вести себя так, чтобы обеспечить успех для себя, и для сородичей. С этой точки зрения и агрессия, и страх, и альтруизм, который проявляется у только что родившейся особи, представляет собой генетически детерминированные и эволюционно отобранные образцы поведенческих реакций.

Объясняя поведение животных генетической причиной, социобиологи выявили гены агрессивности, способностей к научению, альтруизму, эгоизму, склонности к общении и т.д.

Особый предмет интереса социобиологии – альтруистическое поведение, которое также описывается сугубо биологическими механизмами. Один из спорных моментов в социобиологии – выявление того, что в большей мере – эгоизм или альтруизм – является движущей силой эволюции. С одной стороны, эгоизм движет эволюцию, поскольку борьба за существование – это отстаивание собственной идентичности. Английский ученый Р.Докинс в книге «Эгоистичный ген» доказывает, что само воспроизводство жизни – результат и функции эгоизма, и все, что движет эволюцию, должно быть эгоистично, отсюда и борьба за существование как двигатель эволюции.

Однако реальность такова, что в животном мире весьма распространен альтруизм как форма поведения, которая может быть либо результатом принуждения (вынужденный альтруизм), либо ожидания вознаграждения (взаимный альтруизм). Основной вопрос: как альтруистический тип поведения передается из поколения в поколение?

Ответ, по-видимому, таков: если животное, рискуя жизнью, защищает сородичей, вид, то такое поведение должно быть сохранено отбором, так как дает преимущество родственным особям, а гены альтруистической особи сохраняются в них. С другой стороны, популяции, в которых индивиды или особи проявляют самопожертвование ради спасения других, оказываются в более выгодных условиях, чем те, члены которых заботятся только о собственном благополучии. Следовательно, ген альтруизма – социально важный и общественно приобретенный ген.

Социобиология стремится объяснить биологические основы всех форм общественного поведения, включая человека как существа социального. Проблема выделения сущности человека – это проблема разграничения животного и собственно человеческого. В применении к человеку социобиология – наука о социальной организации, выявляющая сходство между социальным поведением человека и биологическим поведением животных и механизмом генетической детерминации социального поведения человека.

Задача социобиологии – создание биограммы человека, т.е. полного описания природно-биологических основ его жизнедеятельности с тем, чтобы объяснить эволюцию культуры изменениями на биоуровне. Уилсон определяет задачу социобиологии как изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая человека. Главные положения его теории сводятся к тому, что у человека не может быть «трансцендентальных целей, возникших вне его биологической природы. По мнению представителей теории генно-культурной коэволюции, весьма вероятно, что человек наследует моральные чувства по биологическим каналам. Главное заключается в том, в какой мере и до какого предела признаются влияние биологического на социальное и биологическая детерминация поведения человека.

Человек может развиваться только в единстве с природой, т.е. в рамках коэволюции. Биологическое в человеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме. Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается» социокультурными факторами. Проблема взаимосвязи природного и социального в человеке обозначается как проблема генно-культурной коэволюции. Суть ее состоит в утверждении того, что процессы генной и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль отдается все же генам. Они, согласно данной теории, оказываются конечными причинами многих человеческих поступков.

 

 

 

Социобиология изучает коэволюцию в самом человеке. Ее основная идея заключается в том, «Homo sapiens» есть обычный биологический вид с генетически разнообразным поведением. У человека, как у любого другого вида живого не может быть целей, которые возникали бы вне его собственной биологической природы. Поэтому социобиология отрицательно отвечает на вопрос: «Может ли культура изменять поведение человека, приближая его к альтруистическому совершенству?»

 

Так, У. Гамильтон установил, что закрепление коллективного образа жизни в двух отрядах – муравьев и пчел – связано с тем, что из этих насекомых каждая особь содержит до 50% одинаковых генов с родителями, братьями, сестрами, а у пчел – даже до 75%. Особь передает свои гены в следующее поколение через родственников. Поэтому в социобиологии наряду с понятием родственного отбора, ответственного за взаимопомощь в виде, рассматриваются и другие.

В. Уинн-Эдвардс установил, что в процессе эволюции происходит отбор тех сообществ в популяции, у которых скорость размножения соответствует количеству ресурсов пищи, иначе бы популяция осталась бы без пищевых ресурсов. Такой вид отбора был назван групповым отбором, и обусловлен он уже социальной организацией в популяции и выходит за рамки родственных отношений.

 

 

Сопоставляя разум и инстинкт, следует признать, что наличие и превалирование интеллекта не позволяет признать человека абсолютно приспособленным видом живого. К этому надо добавить опасение, что в человеческом обществе естественный отбор, помогавший предкам, ослаблен (благодаря заботе о менее приспособленных и выживании больных). Возникает пессимистическая мысль: а не находится ли человечество на пути вырождения? И вообще, не представляет ли оно тупиковую ветвь эволюции?

 

 

Биоэтика.Прогресс биологической науки в наши дни, особенно генных технологий, остро поставил вопрос о формах контроля со стороны общества за использованием ее достижений не во вред существованию человека, чтобы исключить возможность манипуляции людьми, их психикой и здоровьем. Безусловно, основная роль в этом принадлежит государству с его механизмами правоохранительного регулирования, а также церкви и другим общественным организациям, влияющим на духовное и нравственное состояние общества.

Среди важных проблем биоэтики особенно актуальными в конце ХХ в. стали проблемы генной инженерии, представляющей собой раздел молекулярной биологии, связанный с целенаправленным конструированием новых, не существующих в природе сочетаний генов с помощью генетических и биохимических методов. Генная инженерия показала эффективность своих методов, но вместе с тем внесла тревогу в связи с тем, что нельзя полностью исключить ее негативные последствия.

И научные исследования, и практическое применение их результатов продолжается. И никакие запреты не могут остановить научный поиск. Но здесь жизненно важна величайшая ответственность ученого перед обществом, перед историей. Конечно, принцип Гиппократа «не навреди» должен неукоснительно выполняться. Но эта же установка касается трансплантации органов и клонирования.

Но главным контролером во все времена была мораль общества, т.е. нравственные нормы, отражающиеся в традициях, обычаях, привычках. Моральные нормы обычно не нуждаются в контроле со стороны внешней силы, а опираются на внутренний самоконтроль человека, формируемый воспитанием, уровнем культуры, отношениями в обществе. Эти нормы более всеохватны, чем правовые, более подвижны и чутки. Этой их спецификой и объясняется формирование в последние годы еще одной сферы профессиональной этики – биологической.

Под биологической этикой понимается применение понятий и норм общечеловеческой морали, в которых определяются проблемы добра и зла, совести, чести и т.д. к научно-исследовательской и профессиональной деятельности в биологии.

Биоэтика как особая сфера этических знаний призвана осмыслить и выработать нравственные критерии решения многих острых проблем, возникающих перед обществом вследствие неограниченного проникновения наук в тайны человеческого организма. Первоочередными здесь являются проблемы биосферного масштаба, биологического оружия и др., но также и более узкие, частные вопросы, такие, например, как целесообразность поддержания жизни смертельно больного, страдающего человека, допустимость применения генетики для клонирования животных и людей.

В ходе решения подобных проблем вырабатываются и утверждаются основные принципы биоэтики, из которых общепризнанными сейчас являются:

1) принцип единства и взаимосвязи жизни и этики, их взаимообусловленность. Жизнь является высшим проявлением организованности и упорядоченности в лице природы, а этика – высшее выражение сил, противостоящих хаосу в обществе. Учитывая это глубокое родство между феноменом жизни и этикой, следует постоянно учитывать этические нормы, как в науке, так и на практике;

2) признание жизни как наивысшей категории среди всех этических ценностей, принцип «благоговения перед жизнью»;

3) принцип гармонизации системы «человек-биосфера», оптимальные взаимоотношения между человеком и природой, с учетом биологических оснований социального бытия, превращения биосферы в ноосферу.

Однако выработка более полного свода правил и норм биоэтики – дело будущего.