Слайд 13. Необихевиоризм

Ортодоксальный бихевиоризм эволюционировал, и важной его разновидностью стал необихевиоризм – течение, окончательно оформившееся в конце 40-х годов 20 в. и связанное прежде всего с именем Эдварда Толмена (1886-1959)

Толмен, получая экспериментальные результаты, которые не укладывались в традиционную бихевиористскую схему стимул – реакция, был вынужден дополнить эту схему некими промежуточными переменными,которые, как скоро стало понятно, были не что иное, как психика.

Промежуточные переменные оказались весьма полезными для разработки бихевиористской теории научения, постольку они были эмпирически связаны с экспериментальными и поведенческими переменными.

Вариант психологии Толмена был противопоставлен элементаристскому подходу Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.

Научение играло важнейшую роль в целенаправленном бихевиоризме Толмена. Но механизмы научения он видит уже иначе, чем Торндайк или Уотсон. Толмен отвергал закон эффекта Торндайка, утверждая, что вознаграждение или поощрение оказывает слабое воздействие на научение. Взамен этого он предложил когнитивную теорию научения, предполагая, что повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. В рамках теории научения Толмен экспериментально исследовал феномен и ввел понятие латентного научения - то есть такого научения, которое невозможно наблюдать в то время, когда оно фактически происходит.

Путем так понимаемого научения организм познает окружающий его мир. Толмен называл создаваемые научением связи гештальт – знаками, которые вырабатываются в ходе многократного выполнения какого-либо действия.