Информационные ресурсы защищаются законом наряду с другими ресурсами.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

Правовой режим информационных ресурсов

Режим – это установленный порядок каких-либо вещей, их использования, владения, распоряжения ими, а также порядок взаимоотношений, складывающихся в определенной сфере.

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, установленный государством в виде правовых норм и обеспеченный силой государственного принуждения.

Правовые режимы обеспечивают устойчивое нормативное регулирование группы общественных отношений, определенного участка социальной жизни, содействует оптимальному использованию конкретных объектов».

Для установления правового режима необходимо последовательное технологическое совершение определенных действий, нарушение порядка выполнения которых может повлечь за собой неадекватность правовых норм существующей действительности.

 

Собственником информационных ресурсов, информационных продуктов является субъект, реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом законом.

Владельцем информационных ресурсов, информационных продуктов является субъект, реализующий полномочия владения, пользования и распоряжения указанными объектами в объеме, устанавливаемом собственником.

Собственники информационных ресурсов:

– граждане,

– органы государственной власти,

– органы местного самоуправления,

– организации и общественные объединения.

Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

Физические и юридические лица являются собственниками тех документов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов. Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций, включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе он имеет право:

– назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информационными ресурсами, или оперативное управление ими;

– устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

– определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении.

Режим информационных ресурсов устанавливается с тем, чтобы дать возможность их собственнику распоряжаться ими по своему усмотрению: предоставлять в пользование другим лицам, продавать, дарить, менять, получать определенную выгоду от использования, а также ограничивать доступ.

Правовой режим информационных ресурсов обуславливает гражданский оборот, складывающийся среди субъектов информационного обмена по поводу информационных ресурсов.

 

Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

– порядок документирования информации;

– право собственности на отдельные информационные ресурсы (документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах);

– категорию информации по уровню доступа к ней;

– порядок правовой защиты информации.

Наличие этих 4 составляющих «обеспечивают все характеристики информационных ресурсов как объекта отношений и гарантирует возможность его защиты Законом».

 

Первой составляющей правового режима информационных ресурсов является порядок документирования информации, чему посвящена статья 5 Закона об информации. В ней, в частности, говорится, что документирование информации является обязательным условием включения информации в информационный ресурс. Здесь же предписывается порядок документирования, устанавливаемый органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

 

Вторая составляющая правового режима информационных ресурсов заключается в установлении права собственности на информационные ресурсы. В этом смысле информационные ресурсы могут являться элементом состава имущества Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством и, следовательно, все нормы, установленные ГК РФ, в сфере права собственности распространяются и на информационные ресурсы.

Право собственности на информационные ресурсы традиционно сводятся к наличию трех правомочий: владению, пользованию и распоряжению. Однако информационные ресурсы представляют собой специфический объект права собственности, и поэтому данному объекту присущи некоторые отличительные черты, отграничивающие информационные ресурсы от других объектов. К таким отличительным чертам можно отнести право собственника информационного ресурса определять условия распоряжения документами при их копировании и распространении. Речь фактически идет о том, что собственник информационного ресурса вправе заключить договор о копировании его информационного ресурса и предоставлении копий потребителю с каким-либо гражданином или организацией, которые будут выступать посредниками в условиях информационного обмена. Установление права собственности на информационные ресурсы позволяет собственнику выработать определенные механизмы защиты информационных ресурсов, а также разработать конкретную технологию оборота информационных ресурсов и концепцию по использованию данных ресурсов другими лицами.

 

Третья составляющая правового режима информационных ресурсов предусматривает обязанность установить категорию информации по уровню доступа к ней. Уровень доступа к информации (степень открытости) означает, с одной стороны, ценность и значимость данных сведений, а с другой, нежелание лиц, обладающих конкретной информацией, сообщать ее другим. Вместе с тем, законодательством устанавливаются перечни информации, доступ к которой не может быть ограничен.

 

В соответствии со ст. 10 Закона об информации все государственные информационные ресурсы делятся на открытые (общедоступные) и с ограниченным доступом, а последние в свою очередь могут содержать документированную, информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную.

П. 3 ст. 10 Закона об информации устанавливает запрет на отнесение некоторых информационных ресурсов к категории ограниченного доступа. Такими информационными ресурсами являются:

– законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;

– документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;

– документы, содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;

– документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.

 

Последней, четвертой, составляющей правового режима информационных ресурсов, выступает установление порядка правовой защиты информации. Суть этой части вопроса сводится к проблеме информационной безопасности, чему должна быть посвящена отдельная работа.

 

Таким образом, правовой режим информационных ресурсов в целом представляет собой сложную процедуру по включению информации в сферу гражданского оборота, что не может не говорить о высокой степени важности данной процедуры и ее детализированной проработке в законодательстве. Именно законодательное определение позволит различным информационным системам, технологиям и субъектам информационного обмена работать в легальном режиме.

 


Классификация информационных ресурсов

· По способу представления

o Web-страницы

o Базы данных

o Файловые серверы

o Телеконференции

 

· По виду носителя

o твердая копия (книга, газета, рукопись и т.д.)

o на машиночитаемых носителях (кино- фотопленка, аудио- и видеозапись, данные на винчестере компьютера, дискете, CD, флэш и т.д.)

o на канале связи (TV, радио)

 

· По способу организации хранения и использования

o документы на традиционных носителях (книги, газеты, журналы)

o массив документов

o фонд документов

o архив

o автоматизированные формы

 

· По форме собственности

o общероссийское национальное достояние

o государственная собственность

o собственность субъектов РФ (в том числе муниципальная)

o частная (личная, корпоративная) собственность

 

· По содержанию

o Тематическая информация

o Научные публикации

o Рекламная информация

o Справочная информация

o Новости

o Вторичная (библиографическая) информация

 

· По национально-территориальному признаку.

o По языковому признаку. Основным языком в сети Интернет является английский, но практически все основные языки мира представлены в Сети. Некоторые из сайтов поддерживают несколько языков – на выбор пользователя.

o По географическому признаку. Информационный ресурс в большинстве случаев принадлежит какой-либо организации, расположенной и осуществляющей свою деятельность на определенной территории, подчиняющейся ее законам. Информация в некоторых случаях может быть предназначена для аудитории, находящейся преимущественно в пределах региона. Таковы, например, сайты объявлений. Вряд ли информация о купле-продаже в Костроме интересна жителю Вологды. Доступ к этим ресурсам возможен из любой точки, независимо от места нахождения пользователя.

Общая структура и характеристика
информационных ресурсов предприятия

Все информационные ресурсы (ИР), используемые на предприятии, предназначены для обеспечения внешнеэкономической и внутриэкономической деятельности.

По источнику приобретения они являются либо внешними по отношению к нему, либо внутренними(корпоративными).

Внешнеэкономическая деятельность обеспечивается глобальными (мировыми) ИР, а внутриэкономическая – государственными(национальными) и региональными.

 

Структура глобальных информационных ресурсов на предприятии

 

Структура и использование государственных информационных ресурсов на предприятии

Государственные (национальные) информационные ресурсы делятся на:

- федеральные;

- находящиеся в совместном ведении государства и субъектов федерации;

- находящиеся в ведении субъектов федерации.

 

Структура государственных информационных ресурсов.

Среди государственных Информационных Ресурсов выделяют

- библиотечную сеть;

- архивный фонд;

- гос. систему статистики;

- гос. систему НТИ;

- гос. систему правовой информации;

- ИР органов государственной власти и местного самоуправления;

- ИР о природных ресурсах и явлениях, процессах;

- ИР социальной сферы;

- ИР в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности.

Информационные ресурсы библиотечной сети. В России находятся 150000 библиотек (публичные федеральные, региональные субъектов федерации, муниципальные, система научно-технических библиотек, библиотечная система РАН, вузов медицинских учреждений и т.д.). Автоматизированные библиотечно-информационные технологии функционируют в 2,5 тысяч библиотек.

Информационные ресурсы Архивного фонда состоят из государственных и негосударственных архивов. В ведении Росархива находятся 193 млн. ед. хранения. Ведется работа по созданию сетей архивов.

Научно-техническая информация. В государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ) входят: федеральные, отраслевые и региональные органы НТИ. Образовано объединение «РОСинформресурс» – специализированная федеральная информационная сеть с единым информационным ресурсом.

Информационные ресурсы государственной системы статистикивключают (www.gks.ru) :

- информацию по отраслям статистики;

- интегрированные базы данных;

- статистическую информацию первичных отчетов.

Государственная система правовой информации включает:

- комплекс баз данных правовой информации, содержащей более 340000 правовых актов;

- база данных действующего российского законодательства;

- база данных судебной статистики и т.д.

Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления.

Здесь существует две схемы формирования информационных ресурсов:

- централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровня;

- самостоятельное формирование необходимых ИР региональными и муниципальными органами власти.

Централизованное базируется на базах данных МЧС, МВД и т.д. ИР муниципального уровня пока развиты слабо.

Информация о природных ресурсах, явлениях, процессах.

Создается информационная система недропользования при Министерстве природных ресурсов в которой имеется:

- Федеральный геологический фонд;

- Государственный банк цифровой геологической информации;

- Фонд гидрометеорологии;

- Банк данных государственного мониторинга геологической среды.

В настоящее время развернуты работы по созданию земельных кадастров.