Современные теоретические подходы к маркетингу

 

В современных условиях концепции маркетинга получают дальнейшее развитие:

▪ в основе концепции стратегического маркетингалежит ориентация на потребителей и конкурентов: удовлетворение нужд потребителей и одновременное достижение превосходства над конкурентами путем создания товара с лучшими потребительскими параметрами или установления более низкой цены;

▪ в основе концепции социально‑этичного (общественного) маркетингалежит ориентация на удовлетворение потребностей не только отдельной личности, но и всего общества в целом, что связано с современными экологическими, сырьевыми, энергетическими и другими проблемами человечества. Происходит согласование прибылей предприятия, потребностей покупателей и интересов общества;

▪ в основе концепции маркетинга отношений (максимаркетинга)лежит ориентация на максимальное укрепление индивидуальных отношений с потребителями на базе широкого использования современных телекоммуникационных средств;

▪ в основе концепции маркетинга в информационной средележит ориентация на прямой контакт с потребителями и обеспечение постоянного диалога с ними;

▪ в основе концепции территориального маркетингалежит ориентация на создание и поддержание престижа территории в целом: представлений о привлекательности сосредоточенных на ней природных, материально‑технических, финансовых, трудовых, организационных, социальных и других ресурсов и о богатстве возможностей для их реализации и воспроизводства;

▪ в основе концепции глобального маркетингалежит ориентация на интернационализацию рынков, на восприятие их не в качестве отдельных рыночных сегментов, а как единого целого, где потребители вовлечены в приобретение широко известных и зарекомендовавших себя товарных марок.

Руководство эффективно работающих российских предприятий рассматривает маркетинг как:

– философию бизнеса;

– «образ мышления»;

– концепцию управления;

– методологию рыночной деятельности;

– «образ действия», включающий принципы, функции, средства, методы, организацию управленческой деятельности в условиях рынка.

В сферу применения маркетингасегодня входят:

– товары и услуги;

– типы потребителей: личность, предприятие или организация;

– внутренний и внешний рынки;

– области рынка: товарная, денежно‑финансовая, трудовая;

– отрасли предпринимательства: промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, транспортные перевозки, образование и т.д.;

– стороны некоммерческой деятельности (маркетинг идей, маркетинг трудовых мест и т.д.).

Типичными проблемами маркетингадля современных российских предприятий являются:

▪ недостоверная информация;

▪ неэффективное планирование;

▪ внезапные изменения ситуации на рынке;

▪ вмешательство государства, правовых органов;

▪ непредвиденные действия конкурентов;

▪ недостаточное финансирование маркетинга;

▪ внешнеторговые проблемы;

▪ низкое качество товаров;

▪ наличие избыточных или недостаточных мощностей;

▪ падение спроса;

▪ вытеснение товара конкурентами;

▪ проблемы сбыта;

▪ юридические разногласия с конкурентами, потребителями, поставщиками, посредниками;

▪ банкротство покупателей, поставщиков, агентов по сбыту;

▪ проблемы материально‑технического обеспечения;

▪ изменение сегментации рынка;

▪ недостаток квалифицированных кадров;

▪ экологические проблемы;

▪ проблемы потребления товаров, и др.

Ранжирование управленческих проблем на основе прямой зависимости величины их рисков от срочности решения приведено в табл. 1.4.

 

Таблица 1.4