Школа человеческих отношений (1930-1950) и школа поведенческих наук (с 1950 по наши дни)
Эти школы исходят из того, что человеческий фактор является основным фактором эффективности организации. Крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений являются ученые Мэри Фоллет и Элтон Мейс.
Фоллет первая определила менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц.
Мейс указывал на то, что четко разработанные технологические операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда.
А. Маслоу и др. психологи выявили, что мотивами поступков людей являются различные потребности, которые лишь частично удовлетворяются с помощью материального вознаграждения.
Приверженцы этой школы работали над приемами управления человеческими отношениями, т.е. сосредотачивались на межличностных отношениях. Они полагали, что если руководство проявит большую заботу о своих работниках, то уровень их удовлетворения будет возрастать, что, в свою очередь приведет к росту производительности труда.
Развитие поведенческих наук стало возможно в связи с развитием других наук, прежде всего психологии и социологии.
Целый ряд исследований в области поведенческих наук продвинул различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера влияния и авторитета, коммуникации в организации, лидерства и др. В целом, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет комплексного повышения эффективности ее человеческих ресурсов, т.е. полное использование всего потенциала персонала.
Школа науки управления (управленческой науки) (1950-е – наши дни)
Необходимость эффективного решения усложненных управленческих задач (особенно военных) привела к использованию количественных методов, получивших общее название «Исследование операций», а также методов моделирования. В этом случае разрабатывается модель ситуации, которая облегчает понимание сложной реальности, уменьшает число переменных до приемлемого количества.
Таблица 1. – Вклад различных школ в науку менеджмента.
| Школа научного управления |
| 1.Использования анализа для определения оптимальных способов выполнения задач |
| 2. Отбор наиболее подходящих работников, их обучение |
| 3.Обеспечение персонала ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения заданий. |
| 4. Систематическое материальное стимулирования персонала с целью повышения производительности |
| 5. Разделение планирования и функционирования |
| Классическая школа управления (администрирования) |
| 1. Развитие принципов управления |
| 2.Описание функций управления |
| 3. Системный подход к управлению организацией |
| Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук |
| 1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности и производительности |
| 2. Применение наук о человеческом поведении к управлению и формированию организации так, чтобы каждый работник полностью использовался в соответствии с его потенциалом. |
| Школа науки управления |
| 1. Углубленное понимание сложных управленческих проблем за счет использования моделирования |
| 2. Развитие количественных методов как инструмента при принятии решений в сложных ситуациях. |
Недостаток подхода различных школ к управлению заключается в том, что они сосредотачивают внимание только на каком-то одном важном факторе, а не рассматривают эффективность управления как результирующую многих различных факторов.