Европейский союз

Экономическая интеграция промышленно развитых стран представляет собой взаимно дополняющие друг друга процессы частно-корпорационной (или межфирменной), государственной или государственно-корпорационной (межстрановой) интеграции.

Одной из важнейших и наиболее развитых интеграционных группировок мира является Европейский Союз (ЕС).

Современная история образования и развития Европейского союза начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран — Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Цели и задачи, поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно последовательно и успешно. Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно подразделить на четыре этапа. Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза, сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии. Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего рынка», были: постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами; установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами; ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей, капиталов, услуг»; разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского хозяйства; создание валютного союза; унификация налоговой системы; сближение законодательства; разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ, Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках таможенного союза были: ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц; установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам; достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов, предоставления услуг; обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов ЕС.

Формирование общего рынка ускорило процесс превращения национальных монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран—участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской экономической интеграции. В 70-х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился. С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС — один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития, социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г. ЕЭС трансформировалось в Европейский Союз. В настоящее время участниками ЕС являются 15 государств Западной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия, Финляндия, Австрия, Швеция. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского пространства без внутренних границ. Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится 57% мирового экспорта и 55% импорта. В то же время доля стран ЕС в мировой торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3 тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС, его население составляет лишь 7% мирового.

 

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только территорией ЕС. С начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны—члены ЕАСТ (в момент возникновения их было восемь – Австрия, Великобритания, Дания, Португалия, Финляндия, Швеция, Швейцария, Норвегия, в настоящее время — три — Норвегия, Исландия и Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами — членами ЕАСТ режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах.

В 1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения — свободное перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц.

ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП возглавляет Совет, состоящий из министров государств — участников соглашения.

Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным «подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г центральноевропейской зоны свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым шагом на пути в ЕС.

 

Одним из наиболее заметных развивающихся интеграционных процессов стал процесс организации и функционирования североамериканской зоны свободной торговли — НАФТА. Существующая экономическая интеграция США с Канадой и их сотрудничество с западноевропейскими партнерами перестали удовлетворять США. В результате интеграционные процессы в Северной Америке вышли за пределы государства. Был заключен договор о североамериканской зоне свободной торговли, вступивший в силу 1 января 1994 г. В НАФТА кроме США и Канады входит Мексика. Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли. Основные положения договора включают:

· отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;

· защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

· снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;

· создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

В течение пяти лет США отменяют тарифы на импорт из Мексики около двух третей наименований продукции. Наибольшую выгоду от заключенного соглашения получили потребители торгового блока, поскольку в результате усиления конкуренции и снижения тарифов снизились цены на широкий круг товаров. В выгодном положении оказались американские промышленники, поскольку возрос приток дешевой рабочей силы. Гарантированный рост доходов ожидается в таких секторах американской экономики, как производство электроники, компьютерного обеспечения, стройматериалов, автозапчастей и др. В то же время убытки несут американские фермеры, производящие сахар, цитрусовые, зимние овощи.

Что касается Мексики, то она с помощью НАФТА планирует ускорить темпы своего экономического развития, примерно 1,6—2,6% прироста ВВП. В итоге Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу развитых стран с полувека до 10—15 лет. Мексика отстояла условие, что ни одна иностранная компания не имеет право вкладывать инвестиции в разработку, добычу и производство мексиканской нефти. За Мексикой сохранено право введения экспортно-импортных квот.

Менее всех выгод от НАФТА поначалу получает Канада. Ее экономика тесно связана с США, но едва заметно — с Мексикой. Однако по мере развития НАФТА Канада будет все больше втягиваться в интеграционные процессы и получать дивиденды от расширяющегося рынка.

Первые два года функционирования НАФТА не оправдали надежд в отношении создания дополнительных рабочих мест за счет увеличения объемов экспорта. Кроме того, положительное торговое сальдо в торговле США с Мексикой исчезло, уступив место дефициту в 1995 г.

Тем не менее, несмотря на внутренние противоречия, масштабы экономической взаимозависимости стран блока растут. В США реализуется 75-80% канадского экспорта (20% ВНП Канады), 70% мексиканского экспорта; в свою очередь, канадский инвестиционный рынок для США является самым крупным из зарубежных (75% иностранных инвестиций в Канаде из США), а в Мексике 65% всего импорта составляет американский. В целом на долю стран-членов НАФТА приходится около 20% всего объема мировой торговли. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трл долл.

В конечном счете, по планам создателей НАФТА, полноценный североамериканский общий рынок может быть создан к 2010 г. Уже сейчас американские экономисты моделируют создание самодостаточного панамериканского торгового блока протяженностью от Аляски до Огненной Земли.

Кроме указанных интеграционных группировок промышленно развитых стран существует еще одна – Австралийско-новозеландское торговое соглашение об углублении экономических связей (АНЧЕРТА), созданная в 1983 г. Объем взаимной торговли между Австралией и Новой Зеландией в 1991 г. составлял 7,6% от объема их внешней торговли, что почти в 1,5 раза превышает показатели доинтеграционного периода.