Русская культура второй половины XIX в.

 

Особенности развития русской культуры. Реформы 1860–1870-х гг. отра­зились и на развитии культуры. Расширился состав интеллигенции. Шёл процесс демократизации культуры.

Просвещение: См. параграф «Реформы в России 1860–1870-х гг. XIX в.», раз­дел «Реформа образования».

Книгоиздательство и периодическая печать переживали бурное раз­витие. Если в сер. XIX в. насчитывалось 96 типографий и вышло в свет 2.000 названий книг, то к концу XIX в. число типографий возросло до 1.300, а названий изданных книг – свыше 10.000. Книгоиздатели Ф. Ф. Павлéнков и И. Д. Сытин выпускали по низким ценам книги для народа. В концеXIX в. Россия заняла третье, по­сле Германии и Франции, место по количеству издаваемой литературы. Число газет выросло до 100.

Наука и техника. Наиболее известные учёные: математики П. Л. Чебышев и С. О. Ковалевская, физик А. Г. Столетов, химики Д. И. Менделеев и А. М. Бýтлеров, физиологи И. М. Сéченов и И. П. Павлов, астроном Ф. А. Бредихин (директор Пулковской обсерватории, жил в усадьбе под Кинешмой). В 1869 г. Д. И. Менделеев открыл периодический закон хи­миче­ских элементов.

Географические экспедиции под руководством П. П. Семёнова-Тян-Шаньского и Н. М. Пржевальского исследовали Центральную Азию. Н. Н. Миклухо-Маклай исследовал Юго-Восточную Азию.

А. Н. Лодыгин в 1872 г. изобрёл элек­трическую лампу накаливания, а П. Н. Яблочков – дуго­вую лампу («свечу Яблочкова»). А. С. Попов исследовал радиосвязь (1895 г.). Известность получил исследователь из Луха Н. Н. Бенардос (электросварка).

В 1866 г. было основано Русское телеграфное агентство, а в 1882 г. появилась первая телефонная станция в Петербурге.

Продолжали развиваться гуманитарные науки: история, фи­лософия, фи­лоло­гия, правоведение. С. М. Соловьёв опубликовал 29 томов «Истории России с древнейших времён». В. О. Ключевский создал «Курс русской истории». Филолог В. И. Даль составил «Словарь живого вели­корусского языка». Материали­стическое направление в философии представлено трудами Н. Г. Чернышевского и Д. И. Писарева. Фи­лософы-идеалисты – Н. Ф. Фёдоров и В. С. Соловьёв (сын историка С. М. Соловьёва).Юрист А. Ф. Кóни извес­тен судебными речами.

Литература. Ведущее направление в литературе – критиче­ский реализм, объективно изображавший жизнь, критиковавший социальную несправедливость. Происходит расцвет творчества Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, А.Н. Островского, А.П. Чехова. Л.Н. Толстой в «Севастопольских рассказах», эпопее «Война и мир» по­казал героический характер русского народа, а в романах «Анна Каренина» и «Воскресение» – противоречия жизни России, раз­ложение дворянского общества. Мастером классического романа является И.С. Тургенев («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Ру­дин», «Накануне»). В «Пошехонской старине», «Господах Головлё­вых», «Истории одного города» М.Е. Салтыков-Щедрин подверг критике провинциальное дворянство и чиновничество. Н.А. Некрасов отобразил крестьянскую жизнь (поэма «Кому на Руси жить хорошо»). Ф. М. Достоевский – мастер психологического романа («Униженные и оскорблённые», «Преступ­ление и наказание», «Братья Карамазовы», «Идиот»).

Живопись. Передвижники. В живописи шла борьба академизма и реализма. В 1863 г. 14 молодых художников в знак протеста против насаждения академизма вышли из Академии художеств. В 1870 г. они создали Товарищество художест­венных передвижных выставок. Художники-реалисты организовали для народа передвиж­ные выставки по стране, отсюда их наименование – «передвижники».

Иван Крамской (1837–1887) – мастер передачи внутреннего мира человека («Христос в пустыне», «Неизвестная», портрет Л. Н. Толстого).

Василий Перов (1834–1882) соз­дал цикл картин о жизни бедноты («Чаепитие в Мытищах», «Крестный ход на Пасхе», «Тройка»).

Григорий Мясоедов (1834–1911) изобразил тяжёлую жизнь крестьянства («Земство обедает», «Косцы»).

Полотна Василия Сурикова (1848–1916) «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Переход Суворова через Альпы», «Меншиков в Берёзове» посвящены историческим событиям.

Илья Репин (1844–1930) в картинах «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Кур­ской губернии», «Запорожцы» ярко представил народные характеры. Революцион­ной теме посвящены полотна «Арест пропагандиста», «Не ждали». Кар­тина И. Репина «Иван Грозный и его сын Иван» выражает протест против деспотизма.

Художник-баталист Василий Верещагин (1842–1904) – ав­тор картин на темы русско-турецкой войны 1877–1878 гг., завоевания Сред­ней Азии («Апофеоз войны»). Художник лично бывал в районах боевых действий и погиб во время русско-японской войны в 1904 г.

Пейзажная живопись: Иван Шишкин (1832–1898) «Утро в со­сновом лесу», Алексей Саврасов (1830–1897) «Грачи прилетели», Архип Куи́нджи (1841–1810) «Лунная ночь на Днепре», Василий Поленов (1844–1927) «Московский дворик». Исаак Левитан (1860–1900) писал пейзажи на Волге в г. Плёсе («Над веч­ным покоем», «Вечер. Золотой Плёс», «Берёзовая роща» и др.).

Николай Ге (1831–1894) – автор картины «Пётр I допраши­вает ца­ревича Алексея»; Валентин Серов (1865–1911) – «Девочка с персиками»; Михаил Врубель (1856–1910) – «Демон сидящий», «Царевна-Лебедь»; Виктор Васнецов (1848–1926) – «Алёнушка», «Богатыри», Владимир Маковский (1846–1920) – «Крах банка», «Ночлежники».

В 1882 г. мастера села Пáлех возродили росписи стен и потолка Грановитой палаты Московского Кремля, утраченные в кон. XVII в.

Архитектура. Создаются сооружения, характерные для индустриаль­ного, капиталистического общества – заводские корпуса, железнодорожные вокза­лы, торговые центры, банки и т.д. Основной архитектурный стиль – эклектика (соединение разнородных принципов и элементов). В этом стиле построен Балтийский вокзал Петербурга.

В неорусском стиле построены: в Петербурге – храм «Спас на крови» на месте гибели Алексан­дра II (А. А. Парланд), в Москве – Верх­ние торговые ряды (ГУМ) (А. Н. Померанцев), Исторический музей ( В. О. Шервуд), городская дума (Д. Н. Чичагов). К. Тон завершил храм Христа Спасителя.

Скульптура. Образцом эклектики явля­ется памят­ник «Тысячелетие России» М. О. Микешина в Новгороде. А. М. Опекушин создал в Мо­скве памятник А. С. Пушкину. М. М. Антокольский – автор серии исторических фигур: «Иван Грозный», «Пётр I», «Ярослав Мудрый».

Театр. Главными центрами театральной культуры являлись мос­ковский Малый и петербургский Александринский театры. В репер­туаре Малого театра ведущее место заняли пьесы А.Н. Островского. Среди актёров Ма­лого театра выделялись П. Садовский, М. Ермолова, А. Ленский; в Алек­сандринском театре – П. Стрéпетова.

Музыка. Композитор А. Рубинштейн открыл в 1862 г. в Петербурге первую в России консерваторию, а его брат пианист Н. Рубинштейн – Московскую консерваторию. В 1862 г. сложился «Балакиревский кружок» (глава – М. А. Балакирев), или, как его образно назвал критик В. В. Стасов«Могучая кучка»: компози­торы – А. П. Бородин (опера «Князь Игорь»); М. П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), Н. А. Римский-Корсаков («Садко», «Царская невеста»).

Величайший композитор эпохи – П.И. Чайковский (балеты «Лебединое озеро», «Щелкун­чик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»).

Библиотеки и музеи. В Москве открылись Румянцевская (ныне Российская государствен­ная) библио­тека, Политехнический музей, Исторический музей (1883 г.). В 1856 г. купец и меценат Павел Третьяков (1832–1898) основал коллекцию живописи (ныне Третьяковская галерея – крупнейший в мире музей русского искусства). В 1892 г. Третьяков завещал галерею Москве: «Галерея… должна быть открыта на вечное время для бесплатного обозрения всеми желающими». В 1898 г. в Петербурге открылся Музей императора Алек­сандра III (ныне – Русский музей).

Таким образом, происходило бурное развитие культуры России.