Его основные течения и организации в 1870–1880-е гг.
Общественное движение 2-й пол. XIX в. Народничество,
Реализация реформ 1860-1870-х гг. вызвала обострение идейно-политической борьбы. В общественном движении существовали три направления: консервативное, либеральное и революционное.
Консервативное направление: Социальная основа – реакционное дворянство, духовенство, купечество, часть интеллигенции. Его черты:
-поддержка теории официальной народности С. С. Уварова;
-сохранение самодержавия;
-отказ от буржуазных реформ;
-идея панславизма – единения славянских народов вокруг России.
Идеологи: воспитатель Александра III обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев, министр народного просвещения и министр внутренних дел Д. А. Толстой, редактор М. И. Катков.
Либеральное направление: Социальная основа – земская интеллигенция, часть буржуазии. Либеральные журналы «Русский вестник», «Русская беседа», «Вестник Европы» выступали за реформы, гражданские свободы, расширение прав земств, теорию «малых дел» – стремление сделать окружающий мир чуть лучше. Либералы мечтали о выработке «дворянской конституции» – некотором ограничении самодержавной власти царя и закреплении законодательно участия дворянства в управлении государством. Либералы были против революционного (насильственного) переустройства общества. Либералы-западники (К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Н.А., Д.А. Милютины) продолжали спор со славянофилами (В.А. Черкасский, А.И. Кошелёв, Ю.Ф. Самарин).
Революционное (радикальное) направление: Социальная основа – демократическая интеллигенция, разночинцы (выходцы из разных сословий, люди «разного чина»). С 1860-х годов Россия вступила в революционно-демократический, или разночинский этап освободительного движения, направленный на устранение феодально-крепостнических пережитков. Демократическая интеллигенция критиковала реформу 1861 г. Н.П. Огарёв писал: «Народ царём обманут!»; «Народу нужна земля и воля!». В Москве состоялась студенческая демонстрация-панихида по погибшим в селе Бездна. В Петербурге развернулась «прокламационная кампания». Наиболее известные прокламации: «Великорусс», «Молодая Россия». Их авторы требовали вернуть крестьянам отрезки, осуществить выкуп земли «за счёт всей нации», освободить Польшу, ввести конституцию, суд присяжных и политические свободы. Прокламация «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», автором которой считают Н.Г. Чернышевского, призывала крестьян готовиться к восстанию («К топору зовите Русь!»). Чернышевский был приговорён к 7 годам каторги. Н.В. Шелгунов в прокламации «К молодому поколению» призвал к революционному террору. П.Г. Заичневский в прокламации «Молодая Россия» угрожал властям массовым террором во имя установления «социальной республики».
В 1860-е гг. были популярны идеи нигилизма (нигилистом являлся Базаров в «Отцах и детях» И. Тургенева). Нигилисты отрицали культурные, духовные ценности предшествующих поколений и современного им общества, выступали против пережитков крепостного права. Поколение «шестидесятников» стремилось к «реальному делу», увлекалось точными науками, отрицало религию.
«Земля и воля» 1862–1863 гг. В 1862 г. А.А. Слепцов, Н.В. Шелгунов, Н.А. Сéрно-Соловьевич создали организацию «Земля и воля». Её программа: возвращение крестьянам отрезков, самоуправление общин, народное представительство. Однако крестьянское движение пошло на спад. В 1863 г. «Земля и воля» была распущена.
Н. А. Ишутин и Д. В. Каракозов. Покушения на царя. Николай Ишутин (1840–1879) основал тайные революционные общества «Организация» и «Ад», целью которых были цареубийство и разжигание революции. Его соратник 26-летний Дмитрий Каракозов в 1866 г. стрелял в Александра II у Летнего сада. Проходивший мимо костромской крестьянин Осип Комиссаров толкнул его под руку. Спаситель царя был возведён в потомственное дворянство, однако спился и в припадке белой горячки покончил с собой. Каракозов был повешен, других членов кружка приговорили к каторге и ссылке. Н. А. Ишутин в тюрьме сошёл с ума и умер на каторге в Сибири.
В 1867 г. во время визита Александра II во Францию в него стрелял польский эмигрант Антон Березовский, но попал в лошадь.
С. Г. Нечаев и «нечаевщина». В 1868–1869 гг. уроженец села Иванова студент Сергей Нечаев (1847–1882) организовал в Петербурге кружок «Народная расправа». Нечаев составил «Катехизис революционера», в котором писал, что «революционер – человек обречённый. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни даже имени», он должен использовать любые средства для достижения своих целей. «Нравственно… всё то, что способствует торжеству революции». Нечаев даже предлагал привлечь к революционной деятельности уголовников. Он призывал: «Объединимся с лихим разбойничьим миром, этим истинным и единственным революционером в России». Нечаев требовал слепого подчинения себе, убил студента И. И. Иванова, обвинив его в предательстве. Кружок был раскрыт. Нечаев скрылся за границей, но в 1872 г. швейцарское правительство выдало его России. На показательном судебном процессе Нечаева приговорили к 20 годам каторги. Он умер в Петропавловской крепости в 1882 г. Нечаевское дело послужило сюжетом для романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Возник нарицательный термин «нечаевщина» – смешение революционных методов с уголовными. «Нечаевщина» свидетельствовала об опасности фанатизма и диктаторства в среде революционеров.
В 1871–1874 гг. действовали кружки Н. В. Чайковского и А. В. Долгушина. Видным революционером являлся П.А. Кропоткин (1842–1921) – теоретик анархизма.
Народничество. Ведущим направлением в освободительном движении становится народничество – идеология интеллигенции, ориентированная на сближение с народом и помощь народу.
В народничестве выделялись два направления: либеральное (Н.К. Михайловский и др.) и революционное, или «действенное» (М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв).