Противоречие права и морали

Тесное взаимодействие норм права и морали не исключает про­тиворечий, расхождений между ними. Причин несколько. Право по своей природе несколько консервативно, нередко отстает от те­чения жизни. Мораль, как правило, более динамична, активнее реагирует на происходящие в обществе изменения. Но бывают и такие ситуации, когда законодательство в силу своего прогрессивного потенциала опережает мораль. Поэтому право и мораль могут по-разному оценивать одни и те же факты реальной действитель­ности. Примером подобного противоречия может служить совре­менная ситуация с частной собственностью на землю в России. Законодательное закрепление (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ), фор­мирование института частной собственности на землю фактически не принимаются определенными слоями российского общества. Имеются в виду те слои общества, которые в советский период были воспитаны на ценностях коллективистской морали. Следо­вательно, «нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что моралью осуждается» (Гегель Г. Работы разных лет. Т. 2. М., 1973. С. 32.) .

Это подтверждается простыми житейскими примерами. Из­вестно, что фактический (незарегистрированный) брак не влечет никаких юридических последствий. В этой связи отец ребенка, родившегося в таком браке, не обязан по закону платить элемен­ты, оказывать материальную помощь. По закону — да, а согласно морали? Далее. Молодые матери, не желая воспитывать своих детей, оставляют их в роддоме. В «отказных записках» они пишут, что не будут иметь претензий к будущим усыновителям. Законом это не запрещено, а как оценить эту ситуацию с точки зрения морали?

Надо иметь в виду и то, что законы бывают антигуманными, недемократичными. Например, в советском УК были статьи, фак­тически поощрявшие доносительство и требовавшие от свидетелей давать изобличающие показания против родителей и близких род­ственников. В период тоталитарного режима в нашей стране во­обще действовало репрессивное законодательство, нарушавшее элементарные права человека.

Подобные примеры не могут поколебать общего принципа о том, что в основе права лежит мораль. И при столкновении права и морали предпочтение должно отдаваться все же моральным тре­бованиям как более прогрессивным.