Культура и быт России середины - второй половины XVIII в.
Особенности развития культуры XVIII в.: -определяющим становится светское направление развития культуры;
-процесс накопления знаний вступает в стадию превращения в науку;
-складывается новый, близкий к разговорному литературный язык;
-появляется национальная русская литература;
-параллельно сосуществовали две культуры: дворянская проевропейская и традиционная народная.
Образование. 25 января 1755г. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов основали Московский университет. Он состоял из философского, юридического и медицинского факультетов, преподавание велось на русском языке (в Европе преподавали на латыни). Отсутствовал непременный для Западной Европы богословский факультет.
В 1757 г. была учреждена Академия художеств.
Оформилась сословная система образования:
-для дворян созданы шля́хетские корпуса, благородные пансионы;
-для духовенства – духовные академии, епархиальные училища;
-для купцов – коммерческие школы;
-для разночинцев – Штурманская школа, ремесленные школы;
-для солдатских детей – солдатские школы.
В 1773 г. в Петербурге был основан Горный институт – первый технический вуз России; в 1798 г. – Военно-медицинская академия.
В 1732 г. при Анне Иоанновне учреждён Сухопутный шля́хетский корпус. К концу XVIII в. насчитывалось уже 5 кадетских корпусов (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный, Пáжеский).
Секретарь Екатерины II И. И. Бецкóй мечтал воспитать новую идеальную «породу людей» и создавал благородные пансионы и воспитательные дома для детей-сирот. В 1764 г. для дворянских дочерей (от 6 до 18 лет) был основан Смольный институт благородных девиц («Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре Петербурга). Воспитанницы делились на «возрасты» – классы. Ученицы отличались цветом платьев: младшие носили платья цвета кофе («кофейный класс»), более старшие – голубые и серые, а самые старшие – белые платья. Бецкой также открыл мещанское отделение при Смольном институте для девушек незнатного происхождения.
В 1786 г., согласно «Уставу народных училищ», были учреждены главные народные училища – 4-классные в губернских городах и 2-классные малые народные училища в уездных городах. К кон. XVIII в. насчитывалось 550 учебных заведений, обучалось 62 тыс. человек.
Расширилась издательская база: по указу 1783 г. разрешалось открывать частные типографии всем желающим.
Наука. Выдающимся учёным XVIII в. являлся М. В. Ломоносов (1711–1765). В XVIII в., когда ещё не было чёткой дифференциации наук, знания Ломоносова были энциклопедическими. Он увлекался астрономией, химией, физикой, сформулировал закон сохранения массы вещества, создал мозаичную панораму «Полтавская битва». Ломоносов – автор трудов по русской истории, критик норманнской теории.
Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию видных европейских учёных: математиков Л. Эйлера, Д. Бернулли и др. Наиболее крупные российские учёные: -математик и астроном С.Я. Румовский;
-натуралист и этнограф И. И. Лепёхин;
-агроном и естествоиспытатель А. Т. Бóлотов;
-химик В.М. Северги́н; -философ Н. Н. Поповский;
-врач-эпидемиолог, борец с эпидемией чумы Д. С. Самойлович. В медицине практиковались прививки от оспы. Екатерина II первой сделала себе прививку, дабы показать пример всем остальным.
В 1741 г. экспедиция В. Бéринга обследовала северо-западное побережье Америки. И. К. Кирилов издал «Атлас Российской империи». Вольное экономическое общество (1765 г.) распространяло научные знания. Историк В. Н. Татищев написал «Российскую историю с самых древнейших времён». М. М. Щербатов – автор трудов: «История Российская с древнейших времен», «О повреждении нравов в России».
Техника. Механик И. И. Ползунов построил паровой двигатель. Подобная машина была создана англичанином Дж. Уаттом лишь 20 лет спустя. Но изобретение Ползунова не нашло применения в России и было уничтожено. И. П. Кулибин разработал проект 298-метрового одноарочного моста через Неву, лифт, «самобеглую коляску», семафорный оптический телеграф. К. Д. Фролов создал гидравлическую машину. Механик А. К. Нартов сконструировал первый в мире токарно-винторезный станок для сверления орудийных стволов. В 1733–1735 гг. мастера-литейщики И. Ф. и М. И. Маторины изготовили «Царь-колокол» массой 200 тонн (находится в Московском Кремле).
Архитектура. В 1-й пол. XVIII в. был популярен стиль барокко (итал. «причудливый, вычурный»). Для барокко характерно обилие статуй, лепнины, зеркал, позолоты, бронзы. В Петербурге сложился особый стиль – петровское барокко. Его представители:
-Доменико Трезини – Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий;
-Варфоломей Растрелли – Зимний дворец и Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе;
-И. К. Коробов перестроил здание Адмиралтейства в Петербурге;
-П. М. Еропки́н разработал генеральный план Петербурга;
-М. Г. Земцов создал Летний сад в Петербурге;
-Д. В. Ухтомский – автор колокольни Троице-Сергиевой лавры.
Скульптура. Бартоломео Растрелли (отец архитектора) автор скульптуры «Императрица Анна Иоанновна с арапчонком».
Классицизм. Литература. Особенности стиля классицизм – обращение к античному наследию Древней Греции и Рима. Жанры классических литературных произведений: поэтические оды, сатиры, трагедии и комедии. Авторы: В. К. Тредиакóвский (поэма «Тилемахида»), А. П. Сумарóков (трагедия «Синав и Трувор»), Г. Р. Державин (ода «Фелица»), Д. И. Фонвизин (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Я. Б. Княжни́н (трагедия «Вадим Новгородский»), а также М. В. Ломоносов, А. Д. Кантеми́р, М. М. Херáсков.
Архитектура. Крупнейшие архитекторы эпохи классицизма:
в Петербурге: -И. Е. Старóв (Таврический дворец);
-Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе);
-Ч. Камерон (дворцово-парковые ансамбли в пригородах Петербурга (в Павловске, Камеронова галерея в Царском Селе);
в Москве: -В. И. Баженов (Дом Пашкова, проект Кремлёвского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно);
-М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, Московский университет на ул. Моховой, дом князей Долгоруких – «Дом Союзов», Петровский дворец, Голицынская больница).
Скульптура. Французский скульптор Этьен Фальконé (1716–1791) создал в 1782 г. конный памятник Петру I («Медный всадник»), М. И. Козловский – памятник А. Суворову на Марсовом поле, скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе. Ф. И. Шубин – автор мраморных бюстов Ломоносова и Павла I.
Живопись. В XVIII в. в моду входит жанр парадного портрета:
Дмитрий Левицкий (1735–1822) – портрет «Екатерина II – законодательница в храме Правосудия»; «Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская» из цикла «Смолянки» – серии портретов воспитанниц Смольного института; «Портрет П. А. Демидова» и др.
Владимир Боровиковский (1757–1825) – «Портрет М. И. Лопухиной» (символ женской красоты XVIII в.); «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина», «Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных».
Фёдор Рóкотов (1735–1808) – «Портрет неизвестной в розовом».
Пейзажная живопись – С. Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петербурга), Ф. Я. Алексеев («Красная площадь»). Историческая живопись – А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»), Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»).
Гравюры А. Ф. Зубова изображали битвы, парады, виды Петербурга.
В 1764 г. был основан Эрмитаж – собрание произведений искусства.
Сентиментализм – жанр, возникший в 1770-е гг. В живописи он отмечен в чувственных сюжетах «пастух и пастушка», в слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы (картина «Доение коровы» Михаила Ивáнова). В литературе пример сентиментализма – повесть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.
Музыка. В 1738 г. организуется танцевальная школа в Петербурге (Балетное училище). В сер. XVIII в. популярность получили итальянская и французская опера (Эрмитажный театр). В конце XVIII в. формируется отечественная российская композиторская школа:
-Е. И. Фомин (мелодрама «Орфей и Эвридика»);
-В. А. Пашкевич (опера «Санкт-Петербургский Гостиный двор»);
-М. М. Соколовский (опера «Мельник – колдун, обманщик и сват»).
Полонез «Гром победы, раздавайся» (музыка О. А. Козловского на слова Г. Р. Державина) исполнялся как русский национальный гимн.
Театр. В 1750 г. актёр Ф. Г. Волков (1729–1763) основал первый русский театр в г. Ярославле. В 1756 г. в Петербурге Елизаветой Петровной был учреждён первый в России государственный театр (директор А. Сумароков, затем – Ф. Волков). При постановке грандиозного маскарада-зрелища «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II «отец русского театра» Волков простудился и умер.
Крепостные театры. В кон. XVIII в. в Москве и Подмосковье насчитывалось более 20 крепостных театров. Их содержали Юсуповы, Апраксины, Голицыны, Строгановы. Лучшей была труппа театра графа Н. П. Шереметева в усадьбах Кусково и Останкино. За годы существования театра Шереметевых (с 1778 по 1800 гг.) в его репертуаре было 36 французских, 20 итальянских и 14 русских опер, 17 балетов и 23 комедии. Состав труппы доходил до 200 человек, не считая 40 оркестрантов. На его сцене блистал талант крепостной актрисы Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой), крепостных балерин Татьяны Шлыковой (Гранатовой), Фёклы Урузовой (Бирюзовой), танцовщика Кузьмы Деулина (Сердоликова). Супруга Н. П. Шереметева П. Жемчугова обладала удивительным лирико-драматическим колоратурным сопрано.
Общественно-политическая мысль. В XVIII в. в общественно-политической мысли выделяются следующие направления:
1. Консервативное направление. Его идеологи – Екатерина II, М. М. Щербатов, Н. И. Панин, А. П. Сумароков – выступали за незыблемость самодержавия, крепостного права, за привилегии дворянства. Памфлет М. М. Щербатова «О повреждении нравов в России» представил взгляды правой оппозиции Екатерине. Он защищал крепостничество, критиковал Екатерину за безнравственность.
2. Просветительство – антифеодальная, буржуазная идеология. Её носители – передовое дворянство и интеллигенция (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин). Часть дворянства попала под влияние масонства – религиозно-этического учения, получившего во второй пол. XVIII в. широкое распространение и существовавшего в форме тайных организаций с мистическим ритуалом. В России насчитывалось до 100 масонских отделений – «лож». Масоном являлся Н.И. Новиков.
3. Революционное направление – А. Н. Радищев, автор «Путешествия из Петербурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев в «Путешествии…» гневно обличал крепостников: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем? То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух. Отьемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет». Радищев был сослан в Сибирь.
Фольклор. Сибиряк Кирша Данилов (Кирилл Данилович) составил сборник древнерусских былин, народных песен и скоморошин.
Быт.Быт простого народа не изменился. Крестьяне жили в курных избах, зимой в жилье держали молодняк скота. Скученность и отсутствие гигиены приводили к высокой смертности. Большинство крепостных были неграмотны, среди государственных крестьян грамотность доходила до 20–25%. Досуг заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с горок. В XVIII в. появились самовары. Патриархальными оставались семейные отношения. Вопреки указу Петра I, решение о браке, как правило, принимали не сами молодые, а родители, а иногда и барин.
Иным был быт дворянства. Свобода от материальной нужды и служебных обязанностей (после Манифеста о вольности дворянства) обеспечили расцвет дворянской культуры второй пол. XVIII в. Модными становятся европейские обычаи, заимствование с Запада одежды, париков, шляп, карет, европейских вин, курения табака. В моду входит французский язык, итальянская музыка. Строятся усадьбы с парками по английским и французским образцам.
Таким образом, русская культура XVIII в. достигла заметных успехов.