Культура и быт России середины - второй половины XVIII в.

 

Особенности развития культуры XVIII в.: -определяющим становится светское направление развития культуры;

-процесс накопления знаний вступает в стадию превращения в науку;

-складывается новый, близкий к разговорному литературный язык;

-появляется национальная русская литература;

-параллельно сосуществовали две культуры: дворянская проевропейская и традиционная народная.

Образование. 25 января 1755г. М. В. Ломоносов и И. И. Шувалов основали Московский университет. Он состоял из философского, юридического и медицинского факультетов, преподавание велось на рус­ском языке (в Европе преподавали на латыни). Отсутствовал непременный для Западной Европы богослов­ский факультет.

В 1757 г. была учреждена Академия художеств.

Оформилась сословная система образования:

-для дворян созданы шля́хетские корпуса, благородные пансионы;

-для духовенства – духовные академии, епархиальные училища;

-для купцов – коммерческие школы;

-для разночинцев – Штурманская школа, ремесленные школы;

-для солдатских детей – солдатские школы.

В 1773 г. в Петербурге был основан Горный институт – пер­вый техни­ческий вуз России; в 1798 г. – Военно-медицинская академия.

В 1732 г. при Анне Иоанновне учреж­дён Сухопутный шля́хетский корпус. К концу XVIII в. насчитывалось уже 5 кадет­ских корпусов (Сухопутный, Морской, Артиллерийский, Инженерный, Пáжеский).

Секретарь Екатерины II И. И. Бецкóй мечтал воспитать новую идеальную «породу людей» и создавал благо­родные пансионы и воспитательные дома для детей-сирот. В 1764 г. для дворянских дочерей (от 6 до 18 лет) был основан Смольный институт благо­родных девиц («Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре Петербурга). Воспитанницы делились на «воз­расты» – классы. Ученицы отличались цветом платьев: младшие но­сили платья цвета кофе («кофей­ный класс»), более старшие – голубые и серые, а самые старшие – белые платья. Бецкой также открыл мещанское отделение при Смольном институте для девушек незнатного происхо­ждения.

В 1786 г., согласно «Уставу народных учи­лищ», были учреждены глав­ные народные училища – 4-классные в губернских городах и 2-класс­ные малые народные училища в уездных городах. К кон. XVIII в. насчитывалось 550 учебных заведений, обучалось 62 тыс. человек.

Расширилась издательская база: по указу 1783 г. разрешалось откры­вать частные типографии всем желающим.

Наука. Выдающимся учёным XVIII в. являлся М. В. Ло­моносов (1711–1765). В XVIII в., когда ещё не было чёткой дифферен­циации наук, знания Ломоносова были энциклопедическими. Он ув­лекался астро­номией, химией, физикой, сформулировал закон сохране­ния массы веще­ства, создал мозаичную панораму «Полтавская битва». Ломоносов – автор трудов по русской истории, критик норманнской теории.

Создание в 1725 г. Академии наук привлекло в Россию видных европейских учёных: математиков Л. Эйлера, Д. Бернулли и др. Наиболее крупные российские учёные: -матема­тик и астроном С.Я. Румовский;

-натуралист и этно­граф И. И. Лепёхин;

-агроном и естествоиспытатель А. Т. Бóлотов;

-химик В.М. Северги́н; -философ Н. Н. Поповский;

-врач-эпидемиолог, борец с эпидемией чумы Д. С. Самойлович. В меди­цине практиковались прививки от оспы. Екатерина II первой сделала себе прививку, дабы показать пример всем остальным.

В 1741 г. экспедиция В. Бéринга обследовала северо-за­падное побережье Америки. И. К. Кирилов издал «Атлас Российской империи». Вольное экономическое общество (1765 г.) рас­пространяло научные знания. Историк В. Н. Татищев написал «Россий­скую историю с самых древнейших времён». М. М. Щербатов – автор трудов: «История Российская с древнейших времен», «О повреждении нравов в России».

Техника. Механик И. И. Ползунов построил паровой двигатель. Подобная машина была создана англичанином Дж. Уаттом лишь 20 лет спустя. Но изобретение Ползунова не нашло применения в России и было уничтожено. И. П. Кулибин разрабо­тал проект 298-метрового одноароч­ного моста через Неву, лифт, «самобеглую коляску», семафорный оптический телеграф. К. Д. Фролов создал гидравлическую машину. Механик А. К. Нартов сконструировал первый в мире токарно-винторезный станок для сверления ору­дийных стволов. В 1733–1735 гг. мастера-литей­щики И. Ф. и М. И. Маторины изготовили «Царь-колокол» массой 200 тонн (находится в Московском Кремле).

Архитектура. В 1-й пол. XVIII в. был популярен стиль барокко (итал. «причудливый, вычурный»). Для барокко характерно обилие статуй, лепнины, зеркал, позолоты, бронзы. В Петербурге сложился особый стиль – петровское барокко. Его представители:

-Доменико Трезини – Петропавловская крепость, Александро-Невская лавра, Летний дворец Петра I, здание Двенадцати коллегий;

-Варфоломей Растрелли – Зимний дворец и Смольный монастырь, Большой дворец в Петергофе, Екатерининский дворец в Царском Селе;

-И. К. Коробов перестроил здание Адмиралтейства в Петербурге;

-П. М. Еропки́н разработал генеральный план Петербурга;

-М. Г. Земцов создал Летний сад в Петербурге;

-Д. В. Ухтомский – автор коло­кольни Троице-Сергиевой лавры.

Скульптура. Бартоломео Растрелли (отец архитек­тора) автор скульптуры «Импе­ратрица Анна Иоан­новна с арапчонком».

Классицизм. Литература. Особенности стиля классицизм – обращение к античному наследию Древней Греции и Рима. Жанры классических литературных произведений: поэтические оды, сатиры, трагедии и комедии. Авторы: В. К. Тредиакóвский (поэма «Тилемахида»), А. П. Сумарóков (трагедия «Синав и Трувор»), Г. Р. Державин (ода «Фелица»), Д. И. Фонвизин (комедии «Бригадир» и «Недоросль»), Я. Б. Княжни́н (трагедия «Вадим Новгородский»), а также М. В. Ломоносов, А. Д. Кантеми́р, М. М. Херáсков.

Архитектура. Крупнейшие архитекторы эпохи классицизма:

в Петербурге: -И. Е. Старóв (Таврический дворец);

-Д. Кваренги (Ассигнационный банк, Академия наук, Английский дворец в Петергофе, Александровский дворец в Царском Селе);

-Ч. Камерон (дворцово-парковые ансамбли в пригородах Петербурга (в Павловске, Камеронова галерея в Царском Селе);

в Москве: -В. И. Баженов (Дом Пашкова, проект Кремлёвского дворца, дворцово-парковый ансамбль в Царицыно);

-М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, Московский университет на ул. Моховой, дом князей Долгоруких – «Дом Союзов», Петровский дворец, Голицынская больница).

Скульптура. Французский скульптор Этьен Фальконé (1716–1791) создал в 1782 г. конный памятник Петру I («Медный всад­ник»), М. И. Козловский – памятник А. Суворову на Марсовом поле, скульптуру «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе. Ф. И. Шубин – автор мраморных бюстов Ломоносова и Павла I.

Живопись. В XVIII в. в моду входит жанр парадного портрета:

Дмитрий Левицкий (1735–1822) – портрет «Екатерина II – законодательница в храме Правосудия»; «Е. Н. Хрущова и Е. Н. Хованская» из цикла «Смолянки» – серии портретов воспитанниц Смольного института; «Портрет П. А. Демидова» и др.

Владимир Борови­ковский (1757–1825) – «Портрет М. И. Лопухиной» (символ женской красоты XVIII в.); «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина», «Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных».

Фёдор Рóкотов (1735–1808) – «Портрет неизвестной в розовом».

Пей­зажная живопись – С. Ф. Щедрин (ландшафты Павловска и Петер­бурга), Ф. Я. Алексеев («Красная площадь»). Историческая живопись – А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Ан­дрома­хой»), Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря»).

Гравюры А. Ф. Зубова изображали битвы, парады, виды Петербурга.

В 1764 г. был основан Эрмитаж – собрание произведений искусства.

Сентиментализм – жанр, возникший в 1770-е гг. В живописи он отмечен в чувственных сюжетах «пастух и пастушка», в слащавой трактовке крестьянских образов, в пасторальной обрисовке природы (картина «Доение коровы» Михаила Ивáнова). В литера­туре пример сентиментализма – по­весть «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

Музыка. В 1738 г. организуется танцевальная школа в Петербурге (Балетное училище). В сер. XVIII в. популярность получили итальянская и французская опера (Эрмитажный театр). В конце XVIII в. формируется отечественная российская композиторская школа:

-Е. И. Фомин (мелодрама «Орфей и Эвридика»);

-В. А. Пашкевич (опера «Санкт-Петербургский Гостиный двор»);

-М. М. Соколовский (опера «Мельник – колдун, обманщик и сват»).

Полонез «Гром победы, раздавайся» (музыка О. А. Козловского на слова Г. Р. Державина) исполнялся как русский национальный гимн.

Театр. В 1750 г. актёр Ф. Г. Волков (1729–1763) основал первый русский театр в г. Ярославле. В 1756 г. в Петербурге Елизаветой Петровной был учреждён первый в России го­судар­ственный театр (директор А. Сумароков, затем – Ф. Волков). При постановке грандиозного маскарада-зрелища «Торжествующая Минерва» в честь коронации Екатерины II «отец русского театра» Волков простудился и умер.

Крепостные театры. В кон. XVIII в. в Москве и Подмосковье насчитывалось более 20 крепостных театров. Их содержали Юсупо­вы, Апраксины, Голи­цыны, Строгановы. Лучшей была труппа театра графа Н. П. Шереметева в усадьбах Кусково и Останкино. За годы суще­ствования театра Шереметевых (с 1778 по 1800 гг.) в его репер­туаре бы­ло 36 французских, 20 итальянских и 14 русских опер, 17 балетов и 23 коме­дии. Состав труппы дохо­дил до 200 человек, не считая 40 ор­кестрантов. На его сцене блистал талант крепостной актрисы Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой), крепостных балерин Тать­яны Шлы­ковой (Гранатовой), Фёклы Урузовой (Бирюзовой), танцовщика Кузьмы Деулина (Сердоликова). Супруга Н. П. Шереметева П. Жемчугова обладала удивительным лирико-драматическим колоратурным со­прано.

Общественно-политическая мысль. В XVIII в. в общественно-политической мысли выделяются следующие направле­ния:

1. Консервативное направление. Его идеологи – Екате­рина II, М. М. Щербатов, Н. И. Панин, А. П. Сумароков – выступали за незыблемость самодержавия, крепостного права, за привилегии дворянства. Памфлет М. М. Щерба­това «О повреждении нравов в России» представил взгляды правой оппозиции Екатерине. Он защищал крепостничество, критиковал Екатерину за безнравственность.

2. Просветительство антифеодальная, буржуазная идеология. Её носители – передовое дворянство и интеллигенция (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин). Часть дворянства попала под влияние масонства – религиозно-этиче­ского учения, получившего во второй пол. XVIII в. широкое распространение и существовавшего в форме тайных орга­низаций с мистическим ритуалом. В России насчитывалось до 100 масон­ских отделений – «лож». Масоном являлся Н.И. Новиков.

3. Революционное направ­лениеА. Н. Радищев, автор «Путешествия из Петер­бурга в Москву» и оды «Вольность». Радищев в «Путешествии…» гневно обличал крепостников: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что мы крестьянину оставляем? То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух. Отьемлем нередко у него не токмо дар земли, хлеб и воду, но и самый свет». Радищев был сослан в Сибирь.

Фольклор. Сибиряк Кирша Данилов (Кирилл Данилович) соста­вил сборник древнерусских былин, народных песен и скоморошин.

Быт.Быт простого народа не изменился. Крестьяне жили в курных избах, зимой в жилье держали молод­няк скота. Скученность и отсутствие гигиены приводили к высокой смерт­ности. Большинство крепостных были неграмотны, среди государственных крестьян грамотность доходила до 20–25%. Досуг заполнялся традиционными развлечениями: песнями, хороводами, посиделками, катанием с горок. В XVIII в. появились самовары. Патриархальными оставались семейные отношения. Вопреки указу Петра I, решение о браке, как правило, принимали не сами молодые, а родители, а иногда и барин.

Иным был быт дворянства. Свобода от матери­альной нужды и служебных обязанностей (после Манифеста о вольности дворянства) обеспечили расцвет дворянской культуры второй пол. XVIII в. Модными становятся европейские обычаи, заимствование с Запада одежды, париков, шляп, карет, европейских вин, курения табака. В моду входит французский язык, итальянская музыка. Стро­ятся усадьбы с парками по английским и фран­цузским образцам.

Таким образом, русская культура XVIII в. достигла заметных успехов.