Свободные экономические зоны в России. Периодизация создания СЭЗ в России. Льготный режим, определяемый российским законодательством для СЭЗ. Опыт функционирования СЭЗ в России.
Разновидности свободных экономических зон. Торговые зоны: свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты, торгово-производственные. Промышленно-производственные зоны: импортозамещающие зоны, экспортно-ориентированные зоны. Технико-внедренческие зоны: технополисы, технопарки, инновационные центры. Сервисные зоны: оффшорные зоны, налоговые гавани. Комплексные зоны: зоны свободного предпринимательства, специальные экономические зоны, территории особого режима. Международные зоны: СЭЗ Туманган, приграничные СЭЗ, еврорегионы.
Сущность и цели создания свободных экономических зон. Понятие свободной экономической зоны. Причины создания СЭЗ. Основные задачи, решаемые государствами при создании СЭЗ. Виды льгот в СЭЗ: внешнеторговые, налоговые, финансовые, административные.
Тема 9. Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени географически обособленная территория.
В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны являются фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
СЭЗ получили широкое распространение во многих странах с 1973 г. – времени подписания Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. В 90-х гг. в мире функционировало более 4 тыс разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Так, норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30—35%, а в азиатских зонах — более 40%. Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2—3 раза. Многие международные корпорации считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направлением своей экспансии.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической депрессии, на выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, нежели в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Так, во Франции с начала 1997 г. 38 городов, а также Корсика объявлены «свободными зонами». Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получают максимальные налоговые льготы. Эти предприятия на пять лет освобождаются от выплаты различных налогов и прочих обязательных отчислений. На Корсике различные льготы распространяются на сельское хозяйство, туризм, жилищное строительство и др. Одной из главных задач политики «свободного зонирования» является создание новых рабочих мест. При выборе 38 городов, примерно 10 из которых приходятся на парижские пригороды, власти руководствовались такими критериями, как высокий уровень безработицы, превышающий 13,5%, большой процент молодежи, не имеющей образования, низкий потенциал во взимании налогов.
Со сходной целью создавались СЭЗ и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного каптала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Показателен опыт создания и развития СЭЗ в США, где за период 80-90-х годов число СЭЗ достигло 2000. Они представляют собой разнообразные формы внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, в рамках которой действуют зоны внешней торговли, в том числе зоны общего назначения и специализированные зоны, предпринимательские зоны, технологические парки. Предпринимательские зоны, на которые приходится примерно 70% всех американских СЭЗ, ставят своей задачей оживление мелкого и среднего бизнеса путем предоставления инвесторам большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот в экономически депрессивных регионах. Благодаря их деятельности в 90-е годы в США ежегодно было создано и сохранено 95 тыс рабочих мест.
Помимо названных целей и причин создание СЭЗ увязывается с тремя основными задачами:
• стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств;
• ростом занятости;
• превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюсы роста национального хозяйства.
При создании свободных экономических зон рекомендуется четко выбрать число целей, которые будут предопределять выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Множественность целей ведет к неоправданной распыленности льгот. Выделяют четыре основные группы льгот:
• внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций;
• налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;
• финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.;
• административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
Создание СЭЗ требует значительных финансовых средств. По данным Института востоковедения РАН, который провел исследования 26 стран, их собственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд долл.
Создание СЭЗ рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговая революция». СЭЗ в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. По профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм можно выделить следующие зоны:
· торговые (свободные таможенные, бондовые склады, свободные порты, торгово-производственные);
· промышленно-производственные (импортозамещающие, экспортно-ориентированные);
· технико-внедренческие (технополисы, технопарки, инновационные центры);
· сервисные (оффшорные, налоговые гавани);
· комплексные (зоны свободного предпринимательства Западной Европы и Канады, специальные экономические зоны КНР, территории особого режима в Бразилии и Аргентине);
· международные (СЭЗ Туманган, приграничные СЭЗ, Еврорегионы).
При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.
Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).
2.1. Торговые зоны
Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.
Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.
2.2. Промышленно-производственные зоны
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).
2.3. Технико-внедренческие зоны
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон вэлли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии.
2.4. Сервисные зоны
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.
В числе стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились на Мальте, в Маврикии, Западном Самоа, Израиле и других странах.
Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском и страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд долл. В нем участвуют почти 2 млн вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.
2.5. Комплексные СЭЗ
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
2.6. Международные СЭЗ
В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90—110 млрд долл. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х гг. созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».
В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего российской.
Начало процесса создания СЭЗ было положено еще в рамках СССР. В 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о создании СЭЗ в городах Выборг и Находка. В течение 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял документы об учреждении 11 свободных зон на территории Российской Федерации. Зоны были учреждены в Находке, Выборге, Санкт-Петербурге, на территории Алтайского края, в Калининградской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Сахалинской областях, в Еврейской автономной области и в городе Зеленограде.
Процесс образования СЭЗ в начале 90-х гг. характеризовался отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ, огромностью отводимых территорий для СЭЗ, массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
В России положения о СЭЗ впервые были зафиксированы в соответствующем разделе закона "Об иностранных инвестициях в РСФСР", принятом в 1991 г. Они утратили силу после принятия нового Закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. В настоящее время существование СЭЗ никакими федеральными законами не регламентируется. В течение 1997 г. в российском парламенте рассматривался законопроект "О свободных экономических зонах", внесенный Правительством и группой депутатов. В середине 1997 г. проект был принят обеими палатами Федерального Собрания, однако Президент России наложил на него вето. После этого согласительные процедуры по законопроекту были прекращены. Поэтому в 90-е годы законодательная база формирования СЭЗ осуществлялась на основе президентских указов или постановлений Правительства РФ.
В СЭЗ установлен льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием:
· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями (для предприятий со вкладом иностранных инвесторов до 75 млн руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ);
· налогообложение по льготным ставкам (до 50% установленных на территории РФ для иностранных инвесторов);
· понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами; предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок до 50 лет);
· понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового;
· наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий полностью принадлежащих иностранным инвесторам и предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%.
Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.
Однако после начала реформ в 1992 г. отношение Правительства к СЭЗ изменилось. Новое законодательство в области внутри- и внешнеэкономических отношений не предусматривает особого статуса СЭЗ. В целом в развитии СЭЗ стал ощущаться застой. В Правительстве возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории. Например, зона "Даурия" включала всю Челябинскую область, площадь которой превосходит размеры многих европейских государств. Взамен предложена концепция формирования микрозон – разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство. Первая в мире зона экспортного производства, созданная в районе международного аэропорта Шэннон в Ирландии, размещалась первоначально на площади 10 га. Но это не помешало ей стать одной из наиболее эффективных зон экспортного производства. Зарубежные эксперты рекомендуют на первом этапе ограничивать территории зон 140-160 гектарами.
В 1994-1995 гг. российское правительство предприняло новые шаги с целью улучшения инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов на зональных территориях. Среди них можно отметить предоставление льгот при налогообложении прибыли, освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и другие.
В последние годы новые СЭЗ создавались только на региональном уровне – за счет использования полномочий субъектов Федерации по регулированию ставок региональных и местных налогов. Примерами является создание "зон наибольшего благоприятствования" в Новгородской области, "зон экономического развития" в Санкт-Петербурге, "свободной экономической зоны" вокруг Елабужского автозавода в Татарстане и т.д. В ряде случаев отдельные субъекты Федерации (Калмыкия, Горный Алтай) проводили на своей территории резкое снижение региональных налогов, объявляя себя "внутренними оффшорами".
В перспективе работа СЭЗ в России зависит от принятия федерального закона "О свободных экономических зонах", целью которого является обеспечение более благоприятного инвестиционного климата для иностранных и отечественных инвесторов.
Наиболее известной комплексной зоной на территории России является СЭЗ "Янтарь" (Калининградская область). Она имеет благоприятное географическое местоположение. Столицы пяти европейских государств расположены от нее на расстоянии 500 км. Калининградская область обладает развитой инфраструктурой для формирования транспортной системы Европа – Центральная Россия – страны АТР. Через область проходит автомобильный путь в Западную Европу. В городе Калининграде имеется современный железнодорожный узел с пунктом перехода с российской на европейскую железнодорожную колею, функционирует морской порт. В СЭЗ "Янтарь" создано 770 совместных предприятий. Однако приток иностранных инвестиций ниже прогнозируемого (16 млн долл. в 1995 г.). Главный сдерживающий фактор – это нестабильная правовая база зоны "Янтарь".
Одной из старейших СЭЗ, добившейся заметных результатов, является СЭЗ "Находка". На ее территории зарегистрировано 3,3 тыс предприятий. Из них 2054 принадлежат частным лицам. Объем экспортной продукции СЭЗ в 1995 г. составил 42,3 млн долл., в три раза превысив импорт. На территории СЭЗ осуществляются проекты по организации и функционированию российско-корейского технопарка и российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны иметь ключевое значение для индустриализации СЭЗ. В зоне действуют 15 банковских институтов. Для предприятий с долей иностранного участия более 30% в зоне установлены следующие льготы:
- федеральный налог на часть прибыли, перевозимой за границу, составляет 7 %, а соответствующий местный налог – не более 3%;
- прибыль и часть прибыли, перевозимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли);
- часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.
На современном этапе в зоне "Находка" реализуется новая стратегия ее развития. Основные направления этой стратегии состоят в создании ряда локальных свободных зон, которые будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в СЭЗ, и в превращении "Находки" в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Хотя СЭЗ "Находка" находится на начальном этапе своего развития уже можно говорить о первых позитивных результатах: сравнительно высоких темпах экономического роста и создании многих рабочих мест.
Негативный опыт функционирования СЭЗ продемонстрировала СЭЗ "Алтай". Многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала преобладал процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. Было много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав три года СЭЗ "Алтай" была ликвидирована.
Следует отметить, что налоговые льготы и инфраструктурные условия функционирования СЭЗ в России менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами.
Анализируя мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных зон может стать важной частью национальной стратегии.
СЭЗ в России должны выполнить свою роль в концентрации экспортно-ориентированного и импортозамещающего производства, а также "ловушек" для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны способствовать сосредоточению технико-технологических инноваций, освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация СЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.