Виды правотворчества.

В зависимости от субъектов различают три способа нормотворчества:

- Правоустановительная деятельность полномочных государственных органов (парламента, правительства). Это наиболее распространенный, наиболее целесообразный, наиболее последовательный вид нормотворчества. Им занимаются практически все государственные органы, каждый на своем уровне. Уровень и объем полномочий государственного органа определяют юридическую силу принимаемого им нормативного правового акта;

- Правотворчество должностных лиц. Должностное лицо – это гражданин, занимающий определенную должность в органах государственной власти, управления либо в иной государственной организации, наделенный правом принимать для осуществления возложенных на него функций правовые акты и обеспечивать их реализацию (министры, руководители управлений, отделов, предприятий, учреждений);

- Непосредственное нормотворчество народа, проводимое в форме всенародного голосования (референдума). Референдум – голосование граждан РБ по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни (ст.73 Конституции РБ). В нашей стране могут проводиться два вида референдумов: республиканские и местные. Но и в случае принятия решения на референдуме государственные органы не устраняются от участия в нормотворческой деятельности: им поручаются все организационные подготовительные процедуры, а также подсчет голосов.

Референдум является эффективной разновидностью правотворчества. Он позволяет прямо и непосредственно, без промежуточных инстанций и возможных искажений, выявить отношение граждан страны к тому или иному варианту правового регулирования вынесенного на референдум вопроса. Однако это дорогостоящая процедура, требующая больших организационно-технических затрат, поэтому проводится не так важно.

В зависимости от юридической силы принимаемых нормативных правовых актов правотворчество подразделяется на:

- Законотворчество – правотворчество высших представительных органов, в процессе которого принимаются законы. Является главным и самым распространенным видом правотворчества. Механизм законопроектной работы парламентов отличается следующими особенностями: 1) ограниченным кругом субъектов законодательной инициативы; 2) строгой процедурой прохождения проекта в парламенте; 3) последовательной сменой стадий правотворчества; 4) множественностью средств юридического реагирования, находящихся в распоряжении законодателя; 5) обусловленностью юридического содержания право-творческого акта кругом регулируемых отношений.

- Разработка подзаконных нормативных актов (правительство, министерства, ведомства и т.д.). Акты подзаконного правотворчества необходимы для обеспечения применения закона. Основная причина существования этого вида правотворчества заключается в сложности вопросов, которые должны решать органы государства. Парламент не всегда достаточно компетентен, чтобы принять к своему рассмотрению какой-либо сложный технический вопрос, требующий усилий специалистов, а кроме того, не все сложные вопросы современного общества должны рассматриваться парламентом. Есть ситуации, когда решение целесообразнее передать на более низкий уровень.

Разумеется, подзаконное правотворчество имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Подзаконное нормотворчество характеризуется большей оперативностью, гибкостью, меньшей формальность.

К недостаткам подзаконного правотворчества можно отнести закрытость процесса принятия правового решения, сложность применения норм из-за большого числа нормативных актов.

По содержанию различают:

· Принятие новых нормативных правовых актов;

· Изменение и дополнение действующих нормативных правовых актов

· Отмена действующих нормативных правовых актов.

Нормотворчество также может выражаться в виде принятия единичного акта, содержащего отдельные юридические нормы, и в виде систематизированного (кодифицированного) акта, содержащего определенные группы норм. Наиболее развитым видом является кодифицированное нормотворчество. С его помощью закладываются основы законодательной системы в целом и по отраслям права. С помощью единичных актов нормотворчества вносятся дополнения и изменения в кодифицированное законодательство. В ходе текущего нормотворчества устраняются противоречия и пробелы в законодательстве.