Юридическая техника.

Систематизация нормативных правовых актов.

Основные стадии нормотворческого процесса.

Виды правотворчества.

Принципы нормотворчества.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц.

Действие нормативного правового акта в пространстве.

В соответствии со ст.68 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления на соответствующей (подведомственной) территории РБ.

Под территорией конкретного государства понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространство в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли и невоенные суда в открытом море и в иностранных территориальных водах, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Установить действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.

Согласно ч.2 ст. 68 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» «Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц».

Однако из этого правила есть исключения:

- на иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяются некоторые национальные нормативные правовые акты (например, о службе в Вооруженных Силах РБ, о всенародном голосовании и т.п.);

- иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета (послы, поверенные в делах, члены семей дипломатического персонала) не могут быть привлечены к ответственности в случаях совершения ими правонарушений. Подобные ситуации регламентируются международными договорами (соглашениями).

Нормативные правовые акты могут также распространять действие не на всех граждан на данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, пенсионеров и т.п.).

Тема 10 «Правотворчество».

 

1. Правотворчество: понятие и субъекты.

1. Правотворчество: понятие и субъекты.

Нормативные правовые акты, в которых содержатся нормы права, создаются в определенном порядке. Принятие нормативных актов не происходит стихийно, этому предшествует значительная подготовительная работа.

Право – это результат нормотворческой деятельности государства. В праве выражается его воля.

Правотворчество является составной частью более широкого процесса – правообразования, который представляет собой длительный по времени процесс формирования юридической нормы.

Изначально право формируется естественно историческим путем, т.е. возникает объективно обусловленная потребность в юридическом регулировании общественных отношений. Эта потребность обусловлена экономическим базисом, а также социально-политическими и иными общественными интересами. Затем большое значение приобретает целенаправленная деятельность компетентных органов по выражению общественной потребности и соответствующих интересов в общеобязательных правилах поведения. Эта деятельность и является правотворческой.

Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам правотворческой работы — законам и иным нормативным актам — судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности.

Смысл и значение правотворчества состоят в том, чтобы избрать такой вариант регулирования, юридической регламентации, который бы в наиболее полной мере отвечал интересам и целям народа и законодателя, способствовал прогрессу общества.

Нормотворческая деятельность – научная и организационная деятельность по подготовке, экспертизе, изменению, дополнению, принятию (изданию), толкованию, приостановлению действия, признанию утратившими силу либо отмене нормативных правовых актов (ст.1 Закона).

Основные черты нормотворчества:

- оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную;

- основной результат ее – юридические нормы, содержащиеся в нормативных правовых актах;

- оно является важнейшим средством управления обществом;

- уровень и культура нормотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативно-правовых актов – это показатель цивилизованности и демократии общества.

Т.о, правотворчество – это специальная деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (референдум) по установлению правовых норм, их переработке и отмене.

Нормотворческий процесс – нормотворческая деятельность нормотворческих органов (должностных лиц) по разработке и принятию (изданию) нормативных правовых актов, введению их в действие.

В процессе правотворчества реализуются следующие функции:

-обновление законодательства, т.е. издание новых нормативных правовых актов;

- устранение (отмена) устаревших юридических норм;

- восполнение пробелов в праве.

Субъектами нормотворчества выступают: народ, государственные органы (органы власти и управления), должностные лица.