Налоги, их виды и функции в рыночной экономике

Основным источником государственного бюджета служат налоги. Без них невозможно существование государства и всего того, что с ним связано.

Более 100 лет назад К. Маркс в статье «Морализующая критика и критизирующая мораль» писал: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном семени – в налогах»[6]. Это говорит о том, что налоги по сути неотделимы от государства, наполняют его «кошелек» – бюджет[7].

Средневековый философ Фома Аквинский, причисленный к лику святых римско-католической церкви, определял налог как «дозволенную форму грабежа». Разумеется, это не совсем так. Хотя грабительский характер налогов имел и в настоящее время имеет место. Но нельзя сказать, что налоги не возвращаются населению, ведь государство удовлетворяет многочисленные общественные потребности. Кроме, того, в демократическом государстве налогоплательщики имеют возможность требовать отчета от правительства и местных чиновников о расходовании средств бюджетов.

Налоги – это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц.

Отличительным признаком налогов является их принудительный характер.

Самое главное в системе налогообложения, и в этом кроется сущность налогов, – это то, что она должна опираться на принцип полной и эффективной возвратности налогов. Только полная, адресная и эффективная возвратность налогов делает налоговый механизм одним из важнейших элементов общественного воспроизводства.

Но налоги обеспечивают не только удовлетворение общественных и государственных интересов. У них есть еще одна важная функция – функция воздействия на рынок. Налоги – мощный инструмент регулирования рыночных отношений. Налогообложение используется государством для воздействия на циклическое развитие экономики; борьбы с инфляцией; создания производственной и социальной инфраструктуры; реализации военных программ; смягчения социальных конфликтов и т.д. Таким образом, государство осуществляет специальную налоговую политику. Названные задачи могут быть реализованы преимущественно при наличии средств. Поэтому основной целью налоговой политики является обеспечение доходов бюджета, стимулирование (или ограничение) предпринимательской деятельности, общее регулирование доходов в стране.

Итак, можно выделить следующие основные функции налогов: фискальную, перераспределительную, стимулирующую (регулирующую).

Фискальная функция заключается в наполнении государственной казны (бюджета) денежными средствами для финансирования общественных потребностей.

Перераспределительная функция выполняет задачу распределения денежных средств между конкретными субъектами хозяйствования и физическими лицами.

Стимулирующая (регулирующая) функция заключается в том, что, маневрируя налоговыми ставками, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, государство создает условия для развития отдельных отраслей и производств.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность конкретных форм и методов их построения и взимания

Налоговая система включает в себя следующие элементы:

- налоговое законодательство (в России налогообложение осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации);

- субъекты налогообложения (налогоплательщики – физические и юридические лица);

- объекты налогообложения (имущество, доход, товар, ресурс, подлежащие налогообложению);

- источники налогов (доходы, из которых уплачиваются налоги);

- виды налогов;

- ставки налогов (величина налога с единицы объекта налога);

- налоговые льготы (полное или частичное освобождение плательщика от налога);

- институты, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

Принципы, которым должна отвечать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов»:

1) подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно получаемому ими доходу;

2) сумма налога, которую обязан платить отдельный субъект налога, должна быть точно определена;

3) каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, как это удобно плательщику;

4) каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительную часть тех средств, которые поступают от данного налога;

5) имущество или доход, подлежащие обложению, должны иметь защиту от двойного обложения.

Эти принципы актуальны и в настоящее время, важны их нейтральность, эффективность, справедливость, простота расчета, приоритет личности, гибкость.

Исходя из этих принципов, и особенно справедливости в налогообложении, известны два подхода к налогообложению.

1. Со стороны выгод. Согласно этому подходу физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, мать-одиночка, получающая пособие, пенсионеры должны в этом случае платить больше. Но в этом случае сама идея социальной помощи искажается.

2. Со стороны платежеспособности. Этот подход предполагает, что налоги должны зависеть от размера получаемого дохода. Кто больше получает, то больше и платит. Этот подход тоже не безупречен, поскольку следование только ему может привести к снижению предпринимательской инициативы, желания рисковать и вообще деловой активности.

Чаще всего используется второй подход, но и первый не остается без внимания, правительства пытаются оптимально их сочетать.

По названию налоговой системы все виды платежей, взимаемых государством с налогоплательщиков, называют налогами. Но, строго говоря, категории ''налог'', ''сбор'' и ''пошлина'' по содержанию не идентичны и различие их заключается в следующем.

Налог - это обязательная безвозвратная и срочная форма принудительного взыскания с физических и юридических лиц в соответствии с налоговым законодательством части их дохода и его перераспределения с целью удовлетворения общественных потребностей.

Сбор - это платеж, устанавливаемый в рамках налогового законодательства органами местного самоуправления и зачисляемый в местный бюджет для финансирования муниципальных программ развития соответствующей территории.

Пошлина - это обязательный платеж, взимаемый за совершение государственными и иными уполномоченными на это органами или должностными лицами юридически значимых действий в интересах заявителя.

Налоги не ограничиваются только этим разделением. Существует большое разнообразие налогов, разделяемых по разным признакам. В современной российской налоговой системе налоги классифицируются следующим образом:

1. По принадлежности к уровню власти: федеральные, региональные (налоги субъектов Федерации) и местные. В России существует в силе ее федерального устройства именно трехуровневая налоговая система (табл. 8.1).

2. По субъекту уплаты: налоги на юридических и физических лиц.

3. По назначению: общие и специальные.

Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение, например, отчисления на социальные нужды или транспортный налог.

4. По способу изъятия: прямые и косвенные (табл. 10.2).

Таблица 10.1