Методология науки
Функции исторического познания
История выполняет несколько социально значимых функций. Первая – познавательная, интеллектуально развивающая, состоящая в изучении исторического пути стран и народов, в отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.
Вторая функция – практически-политическая. История как наука помогает вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать ошибочных решений.
Одна из главных функций – функция социальной памяти. История есть память человечества, без знания прошлого оно не способно к самопознанию и нормальной деятельности.
История обладает огромной воспитательной силой. Знание истории своего народа и всемирной истории формирует важные гражданские качества – патриотизм и интернационализм. История показывает роль народа и отдельных личностей в развитии общества, позволяет оценить моральные и нравственные качества человечества в развитии, понять такие категории, как честь, долг, любовь, видеть пороки общества и отдельных людей, их влияние на человеческие судьбы.
Метод (способ исследования) показывает как происходит познание, на какой основе, на каких научных принципах. Метод – это путь исследования, способ построения и обоснования знаний.
Методология истории – главная теоретическая дисциплина в семье исторических наук, изучающая в единстве теории исторического знания и познания, то есть теорию предмета истории и теорию методов исторического исследования.
Теории предмета и его методов родственны, но не тождественны: теория предмета отвечает на вопрос, что собой представляет изучаемый предмет, а теория метода – на вопрос, как ведётся изучения предмета.
Существуют специально-исторические методы исследования:
Хронологический – предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности;
Синхронный – предполагает одновременное изучение событий, происходивших в обществе;
Дихронный – метод периодизации;
Историческое моделирование;
Статистический метод и др.
Существуют твёрдые установки, которыми историк должен руководствоваться в своей исследовательской работе для её оптимальной эффективности. Эти установки называются исследовательские принципы.
Принцип историзма – принцип мышления и исследования, предусматривающий рассмотрение всех предметов и явлений в их развитии, или в их истории, т.е. выяснение того, как они возникли, менялись и стали нынешними.
Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искажённые и не подогнанные под какую-либо идеологическую схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости, в совокупности как положительных, так и отрицательных сторон.
Принцип причинности предполагает выяснение причинно-следственных связей явления или процесса. Вообще, наука пытается дать ответ в понятной, точной и доступной проверке форме на пять видов вопросов, содержащие что, где, когда, откуда и почему. Из этих вопросов самым сложным является «почему?», и он связан с выяснением причин.