Языковые особенности публицистического стиля

Основные признаки публицистического стиля

Жанры научного стиля

Среди разнообразия научных жанров выделяют

- собственно научные (монография, диссертация, статья, доклад),

- научно-информативные (реферат, автореферат, аннотация, рецензия, отзыв, тезисы, конспект),

- научно-справочные (словарь, справочник, энциклопедия),

- учебно-научные (учебник, лекция),

- научно-популярные (книга, статья, лекция).

w В публицистических текстах описываются социально значимые события: политические, экономические, культурные, спортивные, бытовые.

w Адресат публицистического текста является массовым.

w Для автора важноне только передать информацию, но и убедить в своей правотечитателя, слушателя, зрителя (т.е. 2 плана: информативный и оценочный).

w Это приводит к особому выбору языковых средств: информация излагается нейтральными средствами языка, а оценка – экспрессивными.

w Публицистический текст (ПТ) – авторский.Но может быть и безличным, когда автор сосредоточен на информативной функции текста (новостные сообщения).

w Автор ПТ должен учитывать фактор адресата и строить свой текст в соответствии с характеристиками адресата: возрастом, полом, уровнем образованности, социальным статусом, уровнем жизни, жизненными интересами).

 

w Используютсяпублицистические штампы.Они имеют двоякую природу. С одной стороны, к ним относятся устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише (задаваться вопросом, открывать блестящие перспективы, стать ярким событием). Многие из этих клише являются перифразами:к таким словосочетаниям можно подобрать однословные нейтральные синонимы (относиться с недоверием – не доверять, иметь намерение – собираться, хотеть, оказать поддержку - поддержать).

w С другой стороны, в ПТ используются клише, обладающие экспрессивностью: погрозить пальцем, кусать локти, хлопать глазами и под.

w Авторы ПТ прибегают к языковой игре – намеренному нарушению норм речевого поведения, вызывающему смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель (слушатель) ожидает, что в соответствии с нормами будет написано (произнесено) одно, а читает (слышит) другое. Нпр., название статьи УчастКТОвый? Содержит свернутое выражение «Участковый, кто вы?».

w Часто используются языковые средства, свойственныеразговорной речи:

-разговорная лексика,

- синтаксические конструкции, имеющие устную природу,

- вопросы,

- элементы диалога,

- восклицат. и вопросит. знаки, указывающие на интонацию произносимого,

- эллипсис – опущение членов предложения, значения которых восстанавливаются из предыдущих предложений,

- парцелляция (разбиение единой синтаксической конструкции на несколько сегментов).

w Одно из средств, позволяющих убедить адресата в правоте автора, - апелляция к адресату (обращение к читателю (слушателю)). Средством апелляции может быть риторический вопрос.

Произведения публицистического стиля чаще всего доходят до адресата через СМИ.