Особенности организации текста

Синтаксические особенности

Морфологические особенности

Словообразовательные особенности

w Большое количество существительных, помогающих компрессироватьтекст – сделать его более насыщенным информативно (отнесенность, множественность, проявление и под.).

w Использование аббревиатур:ВПФ – высшие психические функции, ОТО – общая теория относительности, ЛСГ – лексико-семантические группы.

w В большинстве случаев используются глагольные формы наст. времени. Это связано с тем, что описываемые наукой явления, как правило, имеют вневременной, постоянный характер. Формы прош. вр. употребляют при описании истории вопроса, формы буд. вр. – при прогнозировании.

w Часто используются причастные и деепричастные обороты, способствующие компрессии текста.

w Частое «нанизывание» родительных падежей при выражение объектных отношений (определение условий кристаллизации примитивных масс).

w Использование страдательных конструкций (динамический баланс известен в науке…, понятие воспринимается…, состояние систем не прогнозируется только на основе предшествующего опыта).

w Предложения с измененным порядком слов (инверсией) (в работах рассматривается необходимость…).

w Многие тексты строятся по определенной модели – шаблону: словарные статьи, аннотации, тезисы, авторефераты, диссертации. Нпр., диссертация включает Введение, главу с историей вопроса, главу, содержащую собственное исседование, Заключение, Список использованной литературы, Приложение.

w Научным текстам свойственна рубрикация– деление на параграфы, пункты, подпункты; составление таблиц, графиков, списков.

 

Итак, между научным и О-ДС существует много общего, что объясняется основной задачей авторов – изложение информации. Различие состоит в том, что научный текст изначально является авторским,допускающим использование ряда иных средств: водно-модальных слов и конструкций, сравнительных оборотов, оценочных слов.