Международные транспортные соглашения
Лекция 21.03.2012
В свою очередь, транспортная документация:
· содержит необходимые указания перевозчика;
· является доказательством наличия договора о перевозке;
· в отдельных случаях дает право на распоряжение грузом (коносамент);
· обеспечивает выполнение таможенных и иных обязательных процедур.
Исторически сложилось 2 вида транспортных документов: накладная (авто, ж/д, воздушная, внутренневодная) и коносамент (морской, внутренневодный, смешанный).
В отличие от коносамента, накладная издается и подписывается грузоотправителем, а перевозчик только заверяет ее, тогда как коносамент издается исключительно перевозчиком или ОИМП в случае коносамента FIATA.
В накладную лишь отдельные сведения могут вноситься перевозчиком, а в коносамент только передаточная надпись на обратной стороне коносамента и индоссированные отметки вносятся судовладельцем.
Накладная содержит следующие реквизиты:
1. Наименование отправителя и получателя.
2. Пункты отправки и назначения.
3. Точное наименование груза, его масса, объем и маркировка.
4. Количество грузовых мест.
Коносамент фиксирует все основные условия перевозки и:
· Подтверждает факт принятия груза судовладельцем;
· Является грузораспорядительным документом;
· Является договором морской перевозки (кроме коносамента FIATA);
Т.о. коносамент (кроме коносамента FIATA) является ценной бумагой, а накладная – нет.
1.По автотранспорту (CMR, КДПГ).
2.В области ж/д транспорта (КОТИФ – Соглашение о международных дорожных перевозках 1980г).
3.В области авиа-транспорта:
-Чикагская конвенция 1944 г «О международной гражданской авиации»;
-Варшавская конвенция «Об унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» с Гаагским протоколом.
4. В области морского транспорта. Имеют особое правовое наполнение, т.к. это единственный и практически незаменимый вид транспорта, обеспечивающий перевозки наливных, навалочных и др. грузов между континентами и основной вид транспорта, обеспечивающий мировую торговлю.
4.1.Гаагские правила (Брюссельская конвенция 1924г). Основу Гаагских правил составили правила, выработанные «Ассоциацией международного права о перевозках грузов по коносаменту», сессия которой проходила в Брюсселе (участие в сессии принимали 60 государств, в числе которых Россия, Великобритания, Нидерланды).
4.2. Правила Висби 1968. Участие принимали 20 государств, в т.ч. Бразилия, Чили, Аргентина, Германия, США.
4.3. Гамбургские правила 1978г – по сути это конвенция ООН по морской перевозке, к которой присоединились, в основном, государства Азии и Африки.
Разница между этими соглашениями – в пределах ответственности и перечне оснований, исключающих вину перевозчика и сроков исковой давности.
4.4.Афинская конвенция «О перевозке морем пассажиров и их багажа» 1974г.
Что касается интермодальных перевозок, то понятие «оператор смешанной перевозки» закреплено конвенцией ООН «О международных смешанных перевозках грузов» 1980г., которая до сих пор не вступила в силу.
В соответствии с п.2 ст.1 этой конвенции «оператор смешанной перевозки – это лицо , которое от своего имени заключает договор смешанной перевозки и выступает как сторона договора, а не как агент и принимает на себя ответственность за исполнение договора».
*Если бы Украина присоединилась к вышеназванной конвенции, то коносамент FIATA был бы более актуальным в украинских реалиях.
В современной практике международных перевозок оператор смешанной перевозки действует как самостоятельное предприятие (не обязательно транспортное или экспедиторское), которое предоставляет услуги по организации транспортировки грузов, оговаривая за собой право не указывать маршрут и вид транспорта. Как правило, в коносаменте есть поле «способ и маршрут перевозки», где указано, что оператор смешанной перевозки «оставляет за собой разумное право выбора средств, маршрутов, способа переработки и транспортировки грузов».