Финансовые правоотношения в области государственного кредита.

Отношения, возникающие в области государственного кредита, носят сложный, многоплановый характер и регулируются нормами не только финансового права, но и других отраслей права, например, конституционного, гражданского и административного. Финансовые отношения в указанной сфере складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутреннего долга. Отношения в сфере внешнего долга формируются на государственном уровне и регулируются в основном международным правом, а также главой 15 БК РФ. Все перечисленные отношения возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Их объектом выступают соответствующие финансовые ресурсы.

В сфере государственного кредита складываются правоотношения между Правительством РФ и банковскими организациями, а в некоторых случаях и Банком России по поводу предоставления кредитов, правоотношения между государством и субъектами РФ и Правительством РФ, в том числе и в случаях, предусмотренных законом о федеральном бюджете, по поводу предоставления последним гарантий по долговым обязательствам субъектов РФ.

Названные правоотношения складываются в связи с образованием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и носят имущественный характер, что является их отличительной особенностью как разновидности финансовых правоотношений.

В правоотношениях по государственному кредиту (долгу) как и в других финансовых правоотношениях, одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган (заемщик, кредитор, гарант). Второй стороной могут быть любые субъекты финансовых правоотношений.

Участниками правоотношений по государственного внутреннему долгу РФ являются, с одной стороны, государство в лице Правительства РФ как получателя средств, на которого возлагается обязанность возврата долга и уплаты процентов по нему, с другой – юридические и физические лица – кредиторы.

Субъектами правоотношений по государственному внешнему долгу РФ являются иностранные государства, международные организации и иные субъекты международного права.

Участие представительных и исполнительных органов власти различного уровня, а также финансовых и кредитных органов в правоотношениях по государственному кредиту закреплено в Конституции РФ (ст. 75) и БК РФ (гл. 14, 15).

За представительными органами, в частности Федеральным Собранием, закреплены следующие полномочия:

- определять политику в отношении государственного внутреннего долга;

- устанавливать верхний предел государственного внутреннего долга при утверждении бюджета на предстоящий финансовый год;

- осуществлять контроль за состоянием государственного внутреннего долга.

Правительство РФ как исполнительный орган власти осуществляет управление государственным долгом РФ, именно на нем лежит обязанность определения порядка, условий выпуска и размещения долговых обязательств РФ и ежегодного опубликования данных о состоянии внутреннего долга за предыдущий финансовый год.

В этих правоотношениях также участвуют Банк России, Минфин России.

Центральный Банк РФ совместно с Правительством РФ представляет предложения по госкредиту представительному органу власти РФ для определения им политики в этой сфере. На Банк России также возложена функция по обслуживанию госдолга РФ, по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов кредиторам.

В соответствии с БК РФ (ст. 119) Банку России отводится роль генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга. Данная функция осуществляется им безвозмездно. Функции генерального агента, заключающиеся в размещении, погашении и выплате доходов в идее процентов по долговым обязательствам РФ могут осуществляться на платной основе (из средств федерального бюджета) также другим специализированным финансовым институтом.

Минфин России осуществляет:

- заключение от имени России договоров о предоставлении государственных гарантий РФ и договоров обеспечения регрессивных требований гаранта;

- управление в установленном порядке государственным долгом РФ;

- ведение Государственной долговой книги РФ и учет информации о долговых обязательствах, отраженных в соответствующих долговых книгах субъектов РФ и муниципальных образований;

- выполнение функций эмитента госценных бумаг;

- государственную регистрацию условий эмиссии и обращения государственных ценных бумаг субъектов РФ и госценных бумаг муниципальных образований;

- обеспечение предоставления бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, установленном Правительством РФ.

Все правоотношения в области государственного кредита носят государственно-властный характер. Несмотря на то, что государство в этих правоотношениях является должником (заемщиком), оно в одностороннем порядке устанавливает их условия: срок, платность, виды, основания их изменения и прекращения

В сфере госкредита возникают не только правоотношения по поводу государственных долговых обязательств (между заемщиком-государством и кредиторами), но и правоотношения, опосредуемые функционированием государственного долга. К таковым относятся правоотношения:

1) между Банком России и его учреждениями и органами представительной и исполнительной власти РФ по поводу перечисления из средств федерального бюджета сумм на возмещение затрат по размещению, рефинансированию, погашению долговых обязательств и выплате доходов по государственным займам;

2) между учреждениями Сбербанка России и Банком России по поводу установления резервных требований, в частности норматива обязательных ресурсов, депонируемых (размещаемых) в Банке России и используемых последним в качестве кредитных ресурсов для погашения госзаймов;

3) между учреждениями Сбербанка России и Банком России по поводу выплаты процентов по вкладам, являющимся основным источником кредитных ресурсов для предоставления кредитов Правительству РФ в случаях, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете;

4) между Банком России и Правительством РФ по поводу управления госдолгом через операции на открытом рынке;

5) между Правительством РФ и банковскими кредитными организациями по повод получения и возврата кредитов.

Кроме того, между Минфином России и субъектами РФ возникают правоотношения по поводу регистрации своих заимствований, регистрации эмиссии ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг, по поводу внесения указанных данных в Государственную долговую книгу РФ.