Нисходящий источник

Геодинамические процессы

Эрозия преобразование рельефа водным потоком.

 

Эрозия берегового обрыва – речная эрозия

Линейная эрозия – образование оврагов

Промоина на склоне. Грунтовая дорога проходит вдоль склона

 

Увеличение промоины

Дорога размыта. Размыву подверглись легкие супеси – слоистые пески –аллювий (похоже Истра по ширине долины и составу отложений). Причина: дорога вдоль склона и близость реки - дренажа

 

Речная аккумуляцияОбразование островов в русле реки и пляжа

 

Схема формирования речной косы.

Косой называется идущая от берега узкая полоска земли, переходящая под водой в отмель. Возникают они следующим образом. Река, меняя направление своего русла, образует излучину. Течение во внешней дуге, как более быстрое, размывает вогнутый берег, и эти мягкие породы начинают оседать па выгнутом берегу, вытягиваясь от его крайней точки вниз по течению.

Отмель в верховьях Волги

Формирование пляжа

Карстпроцесс растворения и размывания горных пород. Карст разделяется по составу пород: карбонатный, гипсовый, соляной (галлоидный).

Проявление карстовых форм карстовые воронки, пещеры, полья, поноры.

 

Карстовые воронки

 

 

Карстовая пещера. На дне пещеры образуются сталогмиты

 

 

Шкадарское озеро – типичный пример полья, заполненного водой (Черногория)

 

Карстовая понора. Справа остатки снежника

 

Участок автомобильной трассы. Над тоннелем карстовый провал. Озеро карстового происхождения (Черногория)

 

Родник в Пущино. Разгрузка карстовых вод из известняков каменноугольного возраста

Оползни – процесс сползания земляных масс по склону

 

 

 

Схема строения оползня: 1 – коренные породы ненарушенного склона, 2 – поверхность скольжения,, 3 – тыловой шов, 4 – надоползневой уступ, 5 – оползневые тела, 6 – бугор пучения, 7 – первоначальное положение склона, 8 – река

Состояние равновесия пород на склоне

1. Склоны или откосы в состоянии предельного равновесия, в этом случае

∑R=∑Q и η=1.

2. То же в условиях обеспеченной устойчивости: ∑R>∑Q и η>1.

3. То же в неустойчивом состоянии: ∑R<∑Q и η<1.

Причины формирования оползней: потеря устойчивости склоном

  1. Геологическое строение склона – наличие слабых прослоев;
  2. Подмыв склона морем или рекой;
  3. Движения земной коры положительного характера

 

Оползень на Воробьевых горах

 

Отрыв оползня на Воробьевых горах

Оползневые ступени в Коломенском. Оползневые явления всегда были характерны для долины реки Москвы, по склонам которой во многих местах происходит смещение пород, лежащих выше водоупорного горизонта юрских глин

Оползни в Филевском парке. Наклоненные деревья – пьяный лес – признак оползневого процесса на склоне.

 

Заболачивание

Причины формирования болот: рельеф местности (тектоника), гидрологический и гидрогеологический режимы поверхностных и подземных вод, наличие в толще пород слабопроницаемых горизонтов, техногенные причины.

Болото низинного типа в Карелии

Болото верхового типа. Мещера

Почвы

Дерново - подзолистые почвы формируются под хвойно-широколиственными, хвойно-мелколиственными, сосново-лиственничными, мохово-травянистыми и травянистыми лесами на породах различного состава.

 

 

Профиль дерново- подзолистых почв  

Профиль дерново-подзолистых почв имеет следующее морфологическое строение:

А0— лесная подстилка бурых или коричневых тонов, состоящая из растительных остатков различной степени разложения, при мощности более 7 см разделяется на два-три подгоризонта;

A0A1— переходный органоминеральный горизонт, содержащий значительное количество как минеральных частиц, так и полуразложившихся органических остатков;

А1— гумусовой горизонт мощностью от 3 до 20 см и более, серый или белесо-темно-серый, комковато-порошистой или порошистой структуры, рыхлый;

А1А2— переходный, неравномерно окрашенный горизонт: участки с серым и белесо-серым окрашиванием чередуются с участками, окрашенными в буроватые и палевые тона; структура комковато-порошистая, заметна горизонтальная делимость;

А2— подзолистый горизонт, белесовато-светло-серый, иногда с легким палевым оттенком; структура плитчатая с заметной тонкой чешуйчатостью или листоватостью, в песчаных почвах часто бесструктурен;

А2В — переходный горизонт мощностью 10-20 см, буровато-белесый, непрочной комковато-мелкоореховатой структуры, содержит обильную белесую присыпку, встречаются языки горизонта А2;

В — иллювиальный горизонт, самый плотный в профиле, бурый, коричнево-бурый или красно-бурый, ореховатой, ореховато-призматической структуры, может подразделяться на подгоризонты (Bl, В2, В3), в каждом из которых становится менее интенсивным окрашивание, более грубой и крупной структура, меньшей плотность;

ВС — переходный, светло-бурых, светло-коричневых тонов, глыбистой или глыбисто-призматической структуры, постепенно переходит в не измененную почвообразованием породу — горизонт С;

 

План отчета

Введение.

Во введении излагаются цели и задачи практики и как они реализовывались: в какие участки области были маршруты, где и что описано и просмотрено. Можно привести карту, на которой показать линии маршрутов и точки описания природных условий.

Физико-географический очерк

Дает общее представление о местоположении объекта. В разделе отражается климат, рельеф (типы рельефа, их описание общее и какие наблюдали), поверхностная гидросфера (какие виды наблюдали).

Геологическое строение территории (описание проводится от общих закономерностей геологического строения к частным описаниям, произведенным в экскурсиях, сопровождается фотографиями и зарисовками).

Подземные воды. План описания аналогичен предыдущему.

Геодинамические процессы. В разделе приводится схематическое описание каждого процесса по схеме:

  1. что это такое;
  2. как проявляется;
  3. механизм;
  4. от чего зависит.

Далее, после общих соображений рассматривается этот процесс, который был описан в процессе экскурсии.

Почвы. При описании почв целесообразно перечислить и кратко описать типы почв Московской области, для чего могут быть использованы литературные источники, а затем дать конкретное описание, проведенное в процессе практики.

Растительность (Александра Павловна)

Заключение (в заключении дается критический анализ практики: достоинства и недостатки с пожеланиями на будущее)