Управление трудом. Структура органов по труду.
Формирование государственной политики в сфере труда в России.
Нетрадиционные системы оплаты труда
3.7. Формирование и использование фонда заработной платы предприятия.
3.8. Зарубежный опыт оплаты труда.
Связь экономики труда с другими науками:
1. Теоретической основой экономики труда является экономическая теория.
2. Экономика труда связана со всеми отраслевыми экономическими дисциплинами (например, экономика промышленности, экономика строительства, экономика сферы услуг и пр.). Эти дисциплины обязательно рассматривают вопросы производительности и оплаты труда.
3. Экономика труда связана с другими науками о труде: физиологией и психологией труда, социологией труда, организацией труда, нормированием труда, охраной труда, трудовым правом и др.
Формирование государственной экономической политики в сфере труда осуществляется органами по труду в контексте общей экономической политики. Отношения, складывающиеся в сфере труда, оказывают влияние на всю систему общественных отношений. Неблагоприятная ситуация в социально-трудовой сфере может вызвать социальную напряженность, политическую нестабильность и сказывается на конкурентоспособности страны в целом. Поэтому все страны с рыночной экономикой реализуют государственную политику в сфере труда, которая может существенно различаться (например, быть более или менее либеральной), но всегда существует. Либерализация экономики, развитие рыночных отношений ведут к снижению степени государственного регулирования.
Основные направления государственной политики в сфере труда в Российской Федерации:
1. Государство участвует в социально-трудовых отношениях как один из социальных партнеров. Социальное партнерство в РФ развивается в форме трипартизма – взаимодействия трех субъектов (объединений работодателей, профсоюзов и государства). Государство в системе социально-трудовых отношений представлено органами по труду, осуществляющими координационную, методическую, учетную и другие функции.
2. Государство (в лице законодательной власти) принимает законы, регулирующие сферу социально-трудовых отношений. Главным нормативным актом является Трудовой кодекс РФ (2002 г.).
3. Государство регламентирует организацию и оплату труда работников бюджетной сферы, труд которых имеет огромное значение для безопасности государства и его развития. Это государственные служащие (государственные гражданские служащие и военнослужащие) и работники отраслей социальной сферы (здравоохранения, образования, науки и культуры). Оплата труда этих групп бюджетников организована по-разному.
4. Государство прогнозирует ситуацию на рынке труда, обеспечивает социальную защиту безработных и осуществляет меры содействия занятости населения. Акцент в регулировании рынка труда в настоящее время смещен на уровень субъектов Федерации.
5. Государство осуществляет социальную защиту малообеспеченных граждан через установление социальных стандартов. Важнейшими стандартами являются МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и БПМ (бюджет прожиточного минимума).
6. Государство разрабатывает и осуществляет демографическую политику, направленную на увеличение рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение смертности (особенно в трудоспособном возрасте). Большое значение имеет миграционная политика.
7. Государство осуществляет охрану труда работников. Государственная инспекция осуществляет контроль за условиями труда на предприятиях, анализирует динамику профессиональных заболеваний и производственного травматизма.
Управление трудом – это управление всей социально-трудовой сферой[14]. Социально-трудовая сфера – сфера социально-экономических процессов и отношений, в которой доминируют отношения по поводу общественных и производственных условий труда, по поводу его осуществления, организации, оплаты, дисциплины, по поводу трудовой этики, формирования и функционирования трудовых общностей и т.п. Н.А. Волгин и Ю.Г. Одегов выделяют три типа управления трудом:
− Тоталитарный тип (характерный для тоталитарных обществ, управление, основанное на использовании методов прямого директивного воздействия);
− Демократический тип (характерный для большинства стран с рыночной экономикой, управление, основанное на использовании косвенных методов управления, прежде всего – законодательного регулирования и социального партнерства);
− Смешанный тип (представляющий собой сочетание тоталитарных и демократических подходов).
К методам управления трудом можно отнести:
− Прямое (директивное) воздействие;
− Косвенное воздействие;
− Самоуправление.
Формы управления трудом:
− Государственные формы управления трудом (законодательная, исполнительная и судебная власть);
− Договорные формы (социальное партнерство);
− Формы общественной активности субъектов социально-трудовых отношений.
Таким Образом, в РФ существует система управления трудом как одна из функций управления обществом, следовательно, методы управления экономикой определяют механизм управления трудом (как в обществе, так и в организациях).
Рассмотрим основные органы управления трудом в РФ. Структура органов по трудувключает несколько уровней (рис. 2):