Пособие по безработице

 

Одной из важнейших социальных функций государства является материальная поддержка тех, кто вынужденно потерял работу.

Право на пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым.

Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествующих нача­лу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календар­ных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях непол­ного рабочего дня с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем.

Во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу, не имеющим профессии, стремящимся возобновить трудо­вую деятельности после длительного (более одного года) перерыва, а также гражданам, уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, пособие уста­навливается в размере минимальной оплаты труда.

Для определения размера пособия имеет значение, за какой по счету месяц оно начисляется. Первые три месяца пособие составляет 75 процентов, следующие четыре месяца - 60 процентов, в дальней­шем - 45 процентов среднемесячного заработка по последнему месту работы.

При наличии лиц, находящихся на содержании у безработного, размер пособия увеличивается на половину минимального размера оплаты труда на каждого из указанных лиц. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторной величины мини­мального размера оплаты труда.

Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

В случае, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не предложено, безработным и членам их семей может быть оказана материальная помощь.

При оценке размера установленного пособия следует иметь в виду, что соответствующая конвенция МОТ предусматривает это пособие в размере не ниже 50 процентов последнего заработка безра­ботного. Как видно, величина пособия, установленного Законом о занятости, превышает принятую МОТ. Однако при растущей инфля­ции в нашей стране действительная ценность получаемого перед увольнением заработка, равно как и минимальный размер заработ­ной платы в период оформления пособия, т.е. по прошествии опре­деленного времени, существенно уменьшается.

При установлении размера пособия законодателем всегда право­мерен вопрос о том, будет ли оно играть мотивирующую или дестимулирующую роль в поисках работы. Практика показывает: если работник, став безработным, теряет лишь небольшую часть своего дохода, то он может затянуть поиски новой работы ожидая, когда подойдет окончание срока выплаты пособия. Другой дестимулирующий фактор заключается в том, что если уровень пособия по безра­ботице достаточно высок, то соответственно высокими будут и тре­бования безработного к заработной плате на новом рабочем месте, а это также может затруднить устройство на работу.

Соответствующее обследование, проведенное в 10 странах ЕЭС, в семи странах выявило дестимулирующий эффект пособий (значительный в США, Канаде и Великобритании и менее значительный во Франции, Бельгии и Германии). Размеры пособий по безработице исчисляются в этих странах либо в процентах от заработной платы, либо в твердых размерах. В США, например, они составляют около 50 процентов средней заработной платы. Размеры пособий варьиру­ются в разных штатах. Так, минимальное пособие колеблется от 5 до 62 долл. в неделю, максимальное - от 95 до 330 долл. В Канаде размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в Австрии в зависимости от количества уплаченных страховых взносов пособия составляют от 30 до 60 процентов средней заработной платы. В Бель­гии в течение первого года безработицы размер пособия составляет 60 процентов заработной платы, в течение второго года - 40 процентов заработной платы (50 процентов - если у безработного есть иждивенцы). В некоторых странах устанавливаются твердые размеры пособий (Италия, Великобритания).

Работник лишается права на получение пособия по безработице, если он уволился по собственному желанию, был уволен из-за плохо­го поведения, участия в забастовке или отказался от предлагаемой работы, соответствующей его специальности и квалификации. Так, законодательства Германии, Бельгии, Финляндии, Австрии преду­сматривают дисквалификацию такого работника на четыре месяца.

Законодательством ряда стран предусмотрено увеличение посо­бия по безработице при наличии иждивенцев (Великобритания, Фин­ляндия, Австрия, Италия).

Если безработный исчерпал свое право на пособие по безработи­це, он может получить пособие по системе вспомоществования.

Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости.

Для граждан,

Ø впервые ищущих работу (ранее не работавших);

Ø стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

Ø уволенных из организаций по собственному желанию;

Ø уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

Ø уволенных из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевших в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель,

Ø а также для граждан, направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,

каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать шесть месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев. При этом общий период выплаты пособия по безработице для этих категорий граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяца в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

 

Вывод по вопросу:

Итак, пособие по безработице выплачивается гражданину, который признан государственной службой занятости безработным, и выплата начинается с момента признания его таковым. Размер пособия по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за три последних месяца по последнему месту работы.

 

Заключение

В качестве итогов лекции можно отметить следующее.

Право граждан на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве является гарантией права на труд. Право на содействие обеспечению занятости состоит из прав: на трудоустройство; на бесплатную профессиональную подготовку, переобучение, в том числе по направлению органов службы занятости; на профессиональную деятельность за границей; на обжалование неправомерных действий органов службы занятости, в том числе в судебном порядке.

Важной гарантией трудоустройства является закрепление в ст. 64 ТК РФ положения о том, что запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Необоснованным считается отказ в приеме на работу по причинам, не предусмотренным законом. Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в судебном порядке.

 

 

Рекомендуемые нормативные правовые акты и литература

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья).

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

5. Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей".

6. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

7. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции".

8. Указ Президента РФ от 5 октября 2002 г. N 1129 "О приведении актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации".

9. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".

10. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. № 1035 «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда».

11. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости".

12. Приказ МВД РФ от 14 декабря 1999 г. № 1038 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ».

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".

14. Айман Т.О. Трудовое право. – М.: «ИНФРА-М», 2009.

15. Головина С.Ю. Понятийный аппарат трудового права. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2008.

16. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. – М.: «Проспект», 2009.

17. Коршунов Ю.Н., Коршунова Т.Ю., Кучма М.И., Шеломов Б.А. Комментарий к Трудовому Кодексу РФ - М.: ЭКЗАМЕН, 2009.

18. Трудовое право / Под ред. В.Ф. Гапоненко, Ф.Н. Михайлова. – М.: «Закон и право», 2008.

19. Трудовое право Российской Федерации/ Под ред. А.К. Исаева. – М.: ОМЕГА-Л, 2009.

20. Трудовое право. Учебное пособие. Под ред. А.Б. Паниной. 2 изд. – М.: «Форум», 2008.

21. Нуртдинова А.Ф. Организация правового регулирования трудовых отношений: федеральный и региональный аспекты // "Журнал российского права", N 7, 2009.