Профессиональные союзы, объединения работодателей, иные представители работников и работодателей, органы социального партнерства как субъекты трудового права

На современном этапе в новых экономических условиях, сложившихся при переходе к рыночной экономике, значитель­но возрастает роль и значение социального партнерства в сфере труда как системы взаимоотношений между работниками (их представителями), работодателями (их представителями), орга­нами государственной власти, органами местного самоуправле­ния, направленной на регулирование трудовых и иных непо­средственно связанных с ними отношений.

Эта тенденция характерна для многих государств с развитой рыночной экономикой и приобрела международный характер в рамках МОТ.

Развитие социального диалога между трехсторонними участ­никами социального партнерства (работниками, работодателя­ми и правительствами) и функционирование системы глобаль­ного партнерства МОТ предусматривает в качестве первосте­пенной задачи создание достойных условий труда каждому работнику.

Трудовой кодекс значительно расширил круг участников со­циального партнерства на всех уровнях, установив, что сторо­нами социального партнерства являются работники и работода­тели в лице уполномоченных в установленном порядке пред­ставителей (ст. 25).

Состав представителей работников и представителей работо­дателей как субъектов трудового права по сравнению с КЗоТ РФ и трудовым законодательством, действовавшим до приня­тия ТК РФ, включает не только традиционные виды субъектов в лице профессиональных союзов, иных профсоюзных организаций, объединений работодателей, но и другие категории представителей.

Так, по общему определению, данному в ст. 29 ТК РФ, представителями работников в социальном партнерстве явля­ются: профессиональные союзы и их объединения, иные проф­союзные организации, предусмотренные уставами общероссий­ских профсоюзов, или иные представители, избираемые работ­никами в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Конкретный состав представителей работников, выступаю­щих в качестве субъектов трудового права, определяется в зави­симости от уровня социального партнерства.

На уровне отдельной организации интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении и измене­нии коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров ра­ботников с работодателем представляют первичная профсоюз­ная организация или иные представители, избираемые работ­никами.

Если в организации, кроме работников, являющихся члена­ми профсоюза, - имеются работники, не являющиеся членами профсоюза, то они обладают правом уполномочить орган пер­вичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем.

При отсутствии в организации первичной профсоюзной ор­ганизации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собра­нии (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю.

Наличие иного представителя не может являться препятст­вием для реализации профсоюзной организацией своих полно­мочий.

Какой конкретно представительный орган работников, из­бираемый ими, может выступать в качестве иного представите­ля работников, в ТК РФ не указывается (ст. 52).

На практике название представительного органа устанавли­вается общим собранием или конференцией работников, кото­рые определяют статус этого органа, обычно путем принятия соответствующего положения (например, Положение о Совете работников организации).

Важно, что ТК РФ, исходя из равенства всех представителей работников как субъектов трудового права, устанавливает, что работодатель обязан создавать условия, обеспечивающие дея­тельность представителей работников, в соответствии с ТК РФ, законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 32).

Представителем работодателя на уровне организации при проведении коллективных переговоров, заключении или изме­нении коллективного договора являются руководитель органи­зации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учреди­тельными документами организации и локальными норматив­ными актами (ст. 33 ТК РФ).

Представителями работодателей, уполномоченными пред­ставлять их интересы при проведении коллективных перего­воров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу их заключения или изменения, а также при формировании и осуществлении дея­тельности комиссий по регулированию социально-трудовых от­ношений, являются объединения работодателей.

По своему статусу объединение работодателей - это неком­мерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Особенности правового положения объединения работодате­лей как субъектов права устанавливаются федеральным законом.

Наряду с этим в качестве представителей работодателей -государственных и муниципальных предприятий, а также орга­низаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (феде­рального, региональных и муниципальных образований), могут выступать органы исполнительной власти, органы местного са­моуправления, уполномоченные на представительство законо­дательством или работодателями. Трудовой кодекс, помимо представителей работников и работодателей, рассматривает в качестве специфического субъекта трудового права комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, создавае­мые по соглашению сторон социального партнерства.

Указанные комиссии образуются из числа наделенных необ­ходимыми полномочиями представителей сторон в целях обес­печения регулирования социально-трудовых отношений, веде­ния коллективных переговоров и подготовки к заключению коллективного договора и соглашений, а также для организа­ции контроля за выполнением коллективного договора и согла­шений на всех уровнях на равноправной основе.

Правовой статус этих комиссий и их деятельность будут подробнее рассмотрены при характеристике института социаль­ного партнерства.