Сущность Болонского процесса.
Своё начало Болонский процесс отсчитывает с 19 июня 1999г., когда была подписана министрами образования 29 Европейских стран Болонская декларация «О создании единого Европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003году.
Участники этого исторического « подписания» приняли на себя и определённые обязательства, в частности, по таким важным срокам.
· С 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов Европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра единого образца.
· С 2005г. начать вводить три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратуру, докторантуру.
· До 2010 г.реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.
Были также приняты всеми участниками декларации:
1.Параметры Болонского процесса ( обязательные):
· Трёхуровневая система высшего образования.
· Академические кредиты (ECTS).
· Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
· Европейское приложение к диплому.
· Контроль качества высшего образования.
· Создание единого европейского исследовательского пространства.
Параметры Болонского процесса (рекомендательные):
· Единые европейские оценки.
· Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
· Активная вовлечённость студентов.
· Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
· Образование в течении всей жизни.
· Параметры Болонского процесса (факультативные).
· Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
· Модульная система .
· Дистанционное обучение, электронные курсы.
· Академические рейтинги студентов и преподавателей.
2.Модели организации и уровни высшего образования :
Вводятся три уровня высшего образования :
Первый уровень – бакалавриат ( степень «бакалавр»).
Второй уровень – магистратура (степень «магистр»).
Третий уровень – докторантура ( степень «доктор»)
По продолжительности обучения предлагается следующая модель для Европы. 3+2+3 или 4+1+3.
Предлагаемая российская модель 4+2+3. Степень «специалист» в болонских документах не значится.
Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра. Бакалавр не может поступить в докторантуру, минуя магистратуру.
Учёная степень третьего уровня высшего образования называется «доктор наук (ныне в России - это «кандидат наук».
Допускается введение в вузах «интегрированной магистратуры», когда абитуриент при поступлении в вуз добровольно обязуется получить степень магистра. При этом промежуточная степень бакалавра ему присваивается, однако диплом бакалавра не выдаётся до завершения полного курса обучения в магистратуре.
Медицинские вузы и вузы искусств, и некоторые другие могут придерживаться моделей с традиционно сложившимися сроками обучения.