Сущность Болонского процесса.

Своё начало Болонский процесс отсчитывает с 19 июня 1999г., когда была подписана министрами образования 29 Европейских стран Болонская декларация «О создании единого Европейского пространства высшего образования». Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003году.

Участники этого исторического « подписания» приняли на себя и определённые обязательства, в частности, по таким важным срокам.

· С 2005 г. начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов Европейские приложения к дипломам бакалавра и магистра единого образца.

· С 2005г. начать вводить три уровня высшего образования: бакалавриат, магистратуру, докторантуру.

· До 2010 г.реформировать национальные системы образования в соответствии с основными требованиями Болонского процесса.

Были также приняты всеми участниками декларации:

1.Параметры Болонского процесса ( обязательные):

· Трёхуровневая система высшего образования.

· Академические кредиты (ECTS).

· Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.

· Европейское приложение к диплому.

· Контроль качества высшего образования.

· Создание единого европейского исследовательского пространства.

Параметры Болонского процесса (рекомендательные):

· Единые европейские оценки.

· Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.

· Активная вовлечённость студентов.

· Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

· Образование в течении всей жизни.

· Параметры Болонского процесса (факультативные).

· Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

· Модульная система .

· Дистанционное обучение, электронные курсы.

· Академические рейтинги студентов и преподавателей.

2.Модели организации и уровни высшего образования :

Вводятся три уровня высшего образования :

Первый уровень – бакалавриат ( степень «бакалавр»).

Второй уровень – магистратура (степень «магистр»).

Третий уровень – докторантура ( степень «доктор»)

По продолжительности обучения предлагается следующая модель для Европы. 3+2+3 или 4+1+3.

Предлагаемая российская модель 4+2+3. Степень «специалист» в болонских документах не значится.

Техникумы, колледжи, ПТУ и средние школы не имеют права выдавать диплом бакалавра. Бакалавр не может поступить в докторантуру, минуя магистратуру.

Учёная степень третьего уровня высшего образования называется «доктор наук (ныне в России - это «кандидат наук».

Допускается введение в вузах «интегрированной магистратуры», когда абитуриент при поступлении в вуз добровольно обязуется получить степень магистра. При этом промежуточная степень бакалавра ему присваивается, однако диплом бакалавра не выдаётся до завершения полного курса обучения в магистратуре.

Медицинские вузы и вузы искусств, и некоторые другие могут придерживаться моделей с традиционно сложившимися сроками обучения.