Учение о научном методе познания

Система принципов и способов организации и построения теоре- тической и практической деятельности, а также учение об этой системе

Теории исторического процесса или теории изучения (методологическая интерпретация5) определяются предметом исто­рии.

Методология истории - (путь исследования, познание, учение)

1) Теория исторического познания – разрабатывает принципы и средства получения знаний о прошлом, систематизации и истолкования полученных данных с целью выяснения сущности исторического процесса и реконструкции его во всей конкретности и целостности.

Теория6 — логическая схема, модель, «картинка», поясняющая исторические факты. Сами по себе исторические факты как “фрагменты дей­ствительности” ничего не объясняют. Только историк дает факту толкование, которое зави­сит от его идейно-теоре­ти­чес­ких взглядов.

Что отличает одну теорию исторического процесса от другой? Раз­личие между ними состоит в предмете изучения и системе взглядов на исторический процесс. Каждая схема-теория из множества исторических фактов выбирает только те, которые вписываются в ее логику6. Исходя из предмета исторического ис­сле­до­ва­ния, каждая теория выделяет свою периодизацию, определяет свой понятийный аппарат, создает свою историографию8. Различные теории выявляют только свои закономерности или альтернативы — варианты исто­ри­че­с­кого про­цесса и предлагают свое видение прошлого, делают свои прогнозы на будущее.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фак­тов всегда субъективно. Тенденциозно подобран­ные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяс­нения и выво­дов) не могут претендовать на объективную ис­то­рию, а всего лишь яв­ля­ют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.