Аврелий Августин (354 – 430 н. э.).

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

23 августа 476 г. н.э. отряды варваров, со­ставлявшие, фактически, всю армию Западной Римской Империи, провозгласили Одоакра сво­им королем. Он низложил последнего императо­ра Ромула Августула и приказал убить патрици­ев Ореста и Павла, которые правили государст­вом от его имени. Так пала Западная Римская империя. Историки выделяют это событие, как знаме­нующее собою конец античности и начало сред­них веков — исторического периода, который длил­ся примерно тысячу лет и закончился в 1492 г. открытием Америки.

Средневековая философия – это своеобразный способ философствования, характерный для Европы и Ближнего Востока (V – XV вв.). ля которого характерна связь философии (разум) с религиозной идеологией, с теологией (вера).

Первый этап (II – III вв. н.э.) – апологетика. Этот этап связан с появлением христианской литературы, авторы которой ставили своей целью защиту и обоснование складывающегося христианского вероучения. Тертуллиан Карфагенский – «верую, ибо абсурдно»,: христианская вера содержит истину уже в готовом виде, а потому не нуждается в доказательстве или проверке. Между религией и философией – пропасть.

Второй этап (IV – VIII вв.) – патристика (от латинского patres отцы). Патристика – направление философско-теологической мысли, связанное с разработкой отцами церкви основ христианской догматики. Т.е. вера – исходное основание любого знания. Проблемное поле философии: разработка теологии как учения о Боге и его атрибутах; христология как учение о богочеловеческой личности Христа и
христианская антропология – учение о человеке и судьбе его личной души; Богопознание как единственно достойная цель человеческого ума.

Третий этап (IX – XV вв.) – схоластика (от греческого schola, лат. sholastica школа, ученый), которая обращается к рациональным методам знания при рассмотрении «сверхрациональных» предметов (например, «доказательства бытия Бога»). Максима, фиксирующая на этапе схоластики отношения веры и разума, религии и философии – «понимаю, чтобы верить». Т.е. «теория двух истин», истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу, между ними существует гармония. Мудрость (вера) – в стремлении постичь Бога, наука – средство способствующая этому.

Философия Августина посвящена проблемам бытия и времени, движению истории и исторического прогресса, а также личности человека, его воли и разума. В концепции соотношения веры и разума Августин пытался осуществить синтез христианской веры и античного рационализма, выдвигая веру в качестве исходного основания: «верую, чтобы понимать». Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Зло - не субстанция, а недостаток, порча субстанции, порок и повреждение формы, небытие. Бог есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Августин оценивается западно-христианской культурой как родоначальник философии истории. По Августину, человечество образует в историческом процессе два «града»: с одной стороны, светское государство – царство зла, греха, дьявола, а с другой – христианская церковь – царство Божие на земле. Божественное проведение, провиденциализм, направляя ход истории, неумолимо ведет человечество к победе «Божьего государства» над светским.