Тема 3. ЦИВИЛИЗАЦИИ ЗАПАДА И ВОСТОКА В СРЕДНИЕ ВЕКА

Итак, государственная власть в Византии подавляла активность самых различных слоев и таким образом сдерживала многие важнейшие процессы в стране. Сила монархии оборачивалась слабостью, раздробленностью общества, в котором человек был мало связан со своей социальной группой. А это, в свою очередь, вызывало необходимость в усилении власти – как фактора, стабилизирующего цивилизацию.

Духовное наследие Византии

1. Восточные славяне обязаны Византии письменностью.

2. Расхождения между западной (католической) и восточной (православной) церквями проявилось в IV- Vвв., завершилось расколом в 1054 году, сопровождались борьбой между папой римским и патриархом константинопольским.

Причины :

· Разногласия в понимании догмата о Божественной Троице (католики считали, что Святой Дух исходит не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына);

· Разным было положение католической и православной церкви в государстве;

· Различия в Византии и в Западной Европе в системе ценностей, на которые была должна ориентироваться паства;

· На Западе церковь решала вопрос о спасении души (отпускала грехи, оценивала добродетели). Этические нормы, выработанные католической церковью, охватывали буквально все стороны жизни. Такая регламентация выработала у человека и внутреннюю и внешнюю дисциплину.

Православие допускало и другой путь к богу и к спасению. Без участия церкви как непременной посредницы. Это был индивидуальный , личностный путь, который осуществлялся с помощью особого типа молитвы, приводившей к мистическому слиянию с богом. Церковь давала человеку достаточно большую внутреннюю свободу: спасение зависело от человека лично, от его способности к нравственному очищению. Мистическое слияние с Богом предполагает полную отключенность от всего суетного, земного.

Закат Византии

1204 год- одним из первых признаков слабости Византии был захват Константинополя крестоносцами. Начались внутренние смуты и борьба за престол.

1453 год- после длительной осады турок Константинополь пал и был переименован в Истамбул и превращен в столицу Османской империи.

 

Главная причина гибели Византии –внутренние противоречия

 

 

Тема 3.3.

395 год - начинается история Византии как самостоятельного государства

( распад Римской империи на Восточную и Западную).

С 476 года – Византия стала преемницей Римской империи (падение

Западной Римской империи). Константинополь- «Новый Рим»

Расположение Константинополя –символ истории Византии, как синтеза двух различных миров.

1453 год- падение Константинополя, крушение Византийской цивилизации.

Государственный язык –латинский, с VII в.- греческий

V-VI. вв– набеги славян на Византию

Специфика Византийской цивилизации:

Особенности феодализма Византии:

1. Византия избежала сильного влияния варваров, поэтому переход к феодализму совершался гораздо медленнее , лишь вX –XIвв. – ускорились темпы развития феодализма.

2. Долгое время продолжало существовать рабство (рабов сажали на землю, давали возможность иметь семью и вести собственное хозяйство);

3. Феодал византийский сильно отличался от феодала западноевропейского, т.к. государство держало владения феодалов под своим надзором;

4. Само государство было собственником огромных земель, на которых трудились «государственные крестьяне»-налогоплательщики. Крестьянство не только государственное, но и зависимое от феодалов платило налоги казне.

1204 год – Константинополь захвачен крестоносцами, империя распалась на части. Мощь государства подорвана. Возрасла сила феодальной аристократии

Т.о., феодализм Византии соединял в себе элементы восточного «государственного» феодализма и западноевропейского. С востоком Византию сближала сильная центральная власть, которая сдерживала рост частного крупного землевладения. Ограничивала автономность феодальных поместий. Но феодализм Византии не был полностью государственным, т.к. империя ромеев унаследовала и сохранила римское право, которое узаконивало частную собственность на землю. Чем больше слабела центральная власть, тем сильнее проявлялось сходство византийского феодализма с западноевропейским.

Особенности управления Византии:

1. Управление всей страной осуществлялось из центра, т.е. из Константинополя:

· В столице определялись списки налогов, принимались жалобы на решения провинциальных судей.

· Император обладал почти неограниченной властью (мог казнить подданных, конфисковать имущество, смещать и назначать на должности, издавал законы, был высшим судьей, руководил армией; определял внешнюю политику). Но император не был собственником государства, как на Востоке. Римский император был обязан подчиняться законом, и это правило было усвоено в Византии. Кроме больших прав, у императора были обязанности (забота о подданных). Если же от впадет в грехи, превратиться в деспота и станет ненавистен народу, он может быть лишен своего поста. В Византии долгое время царская власть не передавалась по наследству.

· Христианство являлось основой византийской государственности, но в Византии было запрещено сочетать духовную и светскую службу. Своих доходов у византийской церкви в отличие от западной не было, только с X в. стали вводиться регулярные взносы в пользу церкви. Положение церкви зависело от пожалований императора и частных лиц. Императоры могли смещать патриархов.

· От Римской империи Византия унаследовала остатки республиканского строя –сенат, государственный совет, организацию свободных горожан – димы, что позволяло корректировать действия императора. Но к VII в. эти органы утратили свои позиции.

· Император был полностью сильный по отношению к отдельному человеку, но он был скован в свонй реформаторской деятельности. В политическом сознании Византийцев он являлся прежде всего, хранителем традиций и обычаев.

Особенности византийского общества:

1. Феодалы, оказавшиеся в сильной зависимости от власти, так и не оформились в сословие;

2. Положение аристократии было не устойчивое, правящая элита была открытым слоем (проникнуть в него можно было не только по происхождению, но и по личным заслугам и расположению императора. Возможен был и путь – сверху вниз). Разобщенная, не имевшая сословных привилегий знать, часто жившая за счет подачек императора, не разработала в отличие от западной аристократии принципов чести верности.

3. Купцы и ремесленники находились под сильным контролем государства (преимущества: имели гарантированные заказы от армии, двора и вельмож. НО: не были защищены от произвола властей); Коммунальных движений не было.