Наука, научный метод, научность знания

Введение. Предмет дисциплины

 

В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. … наука – это одно из наиболее знаменательных явлений в истории человеческой деятельности. ... не может быть истории идей, которая исключала бы историю научных идей».

К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1991, с.327-328.

 

«Концепции современного естествознания» (КСЕ) - дисциплина в системе современного российского университетского образования, знакомящая с естественнонаучными знаниями будущих специалистов гуманитарных и социально-экономических направлений. Предоставляет учебную информацию на концептуальном уровне, учит воспринимать окружающий мир в рамках основополагающих идеи и системы взглядов. Введена в учебные планы более чем сорока социально-экономических и гуманитарных специальностей вузов.

Цель дисциплины

– повышение гуманитарного университетского образования на основе формирования научного мышления; расширение границы гуманитарного образования в мировоззренческом плане на основе достижений современного естествознания;

– научить целостному видению мира, как синтеза мудрости древних цивилизаций, философско-социогуманитарных наук и естественных наук (физики, астрономии, химии, биологии);

– служить «маяком» к пониманию природы, человека и общества.

Предметом изучения выступают эволюционные процессы во Вселенной, живой и неживой природе и даже человеческом обществе на метанаучном (от греч. Meta – после, за) уровне.

Метанаука – есть осмысление науки, анализ ее основных принципов, главных положений, концептуальных оснований.

Термин «концепция» означает определенный способ понимания (точку зрения) эмпирических обобщений, гипотез и законов, принципов и теорий, являющихся результатами научных исследований и выражающих сущность изучаемых объектов, явлений и процессов.

Концепции, представляющие собой основополагающие идеи, которые позволяют объяснять изучаемые явления с единой точки зрения и играют объединяющую, обобщающую роль в науке, принято называть научными.

В общем концепции – это системы ассоциаций и понятий, которые формируются в процессе развитии нашего сознания.

Построение, разработка и овладение концепциями в естественнонаучном понимании осуществляется происходит через создания научных картин мира, научных парадигм и программ.

История человеческого знания связана с научными революциями, которые приводили к смене господствующих парадигм, появлению новой научной картины мира, изменению самих норм и идеалов научности.

Современный этап эволюции человеческого сознания осуществляется с опорой на новейшие достижения в понимании времени, пространства и движения материи.

Современное естествознание (естествознание XX в.) аккумулирует в концепциях историю науки, теоретические и философские аспекты естественных наук, их роль в решении современных технических и даже социальных проблем.

Социализация любого общества в значительной степени определяются уровнем современного производства, реализацией возможностей научно-технического прогресса, порожденного успехами естественных наук.

Современное естествознание - это трансдисциплинарное научное направление; модель интеграции наук XX в; это новый подход в описании явлений и законов природы на основе эволюционно-синергетической парадигмы, рассматривающей эволюцию материального мира (живой и неживой материи) на основе самоорганизации материи (синергетики).

КСЕ можно расценивать как продукт междисциплинарного синтеза на эволюционно-синергетической парадигме, способствующей осознанию научных принципов и закономерностей эволюции материи – от момента возникновения самой Вселенной и жизни в ней, до возникновения и эволюции человека на Земле и раскрытию современной естественнонаучной картины мира (ЕНКМ).

ЕНКМ представляет собой видение мира в единстве микро-, макро- и мегамиров, в единстве физической, химической, биологической и социальной эволюции материи, обозначающего глобально-универсальный эволюционизм материи.

Современное естественнонаучное миропонимание (мировоззрение) на метанаучном уровне с единой стержневой методологической основой в виде эволюционно-синергетической парадигмы начинает доминировать и в духовном мире человека, проникает в науки о самом человеке и обществе. Но добиться такого миропонимания - чрезвычайно сложная задача.

Ведь не случайно академик РАН В.А. Коптюг замечает: «Всплеск в последнее время астрологии, парапсихологии и прочей псевдонаучной галиматьи также не может не сказаться на формировании сознания россиян, которым предстоит жить в XXI веке. Если мы хотим, чтобы представители общества действительно принадлежали к роду homo sapiens, то система образования должна на всех этапах содействовать развитию … мышления … и формированию духовного стержня».