Вопрос 2. Место профессиональной подготовки в повышении профессионализма специалистов правоохранительных органов Профессиональная образованность и профессиональная обученность
Современная действительность требует замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Такое изменение ставит перед начинающими преподавателями образовательного учреждения МВД России новые требования, предъявляемые к их знаниям, умениям и навыкам, формирует возможности их саморазвития и самореализации. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого государства неизменно зависит от состояния дел в образовательной сфере, возможностей ее прогрессивного развития и от возможностей каждой конкретной личности. Известный английский философ Джон Стюарт Милль сказал, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей[2].
Именно развитие профессиональных способностей способствует повышению уровня педагогического мастерства и совершенствованию профессиональной подготовки преподавательского состава. Последнее является основным условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как важнейшее направление улучшения всей учебно–методической и воспитательной работы в УЮИ МВД России.
Профессиональная образованность и профессиональная обученность включают обязательным такое понятие как профессионального мастерства сотрудника ОВД. Рассмотрим это понятие.
Понятие и психологическая характеристика профессионального мастерства сотрудника ОВД
Тех, кто определился с выбором профессии, а этот шаг порой сделать далеко не просто, и за ним стоит немало испытаний, рано или поздно ожидает встреча с вопросом: "Как надо работать, чтобы соответствовать требованиям избранной профессии?".
Можно с уверенностью сказать, что немногие глубоко задумываются над этим вопросом до включения в профессиональную деятельность. Но встретившись с первыми неудачами, начинают серьезно размышлять о своем месте и роли относительно требований и условий своей работы, задавая себе вопросы: "Что такое профессиональное мастерство?" и "При каких условиях оно достигается?" К сожалению, исследования показывают, что далеко не каждый может правильно ответить на эти вопросы.
Поэтому, значение основных занятий, раскрывающих структуру профессионального мастерства и психологическую сущность его формирования, очень важно для саморазвития сотрудника ОВД.
Профессия - род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся обычно источником существования.
Профессиональная пригодность - полное (или с некоторыми ограничениями) соответствие работоспособности, предъявляемым конкретной работой.
Специализация, являясь фундаментом профессии, требует более частных знаний и конкретного опыта. (Сотрудник ГИБДД, участковый инспектор милиции, милиционер ППС и т.д.)
Квалификация отражает степень овладения сотрудником ОВД суммой знаний и навыков, которые относятся к данной профессии и специальности.
Мастерство связано с такой профессиональной подготовленностью, которая позволяет наилучшим образом использовать способы, приемы, средства и психологический потенциал личности для достижения цели.
Профессиональное мастерство - совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с соответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций.
В единстве с профессиональным мастерством находится профессиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возрастающими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности.
Важным слагаемым культуры выступают профессиональные привычки - действия, состояния, ставшие устойчивой своеобразной потребностью, качеством личности. Профессиональная культура (вежливое и внимательное отношение к людям, аккуратность, обязательность) стали привычной потребностью, нормой поведения. Формирование профессиональных привычек в хорошем смысле этого слова вносит существенный вклад в повышение профессионального уровня решения задач по обеспечению правопорядка.
Формирование профессионального мастерства сотрудника ОВД предполагает овладение определенной системой знаний, выработкой у него соответствующих умений, развитие необходимых качеств личности. Это сложный, многогранный процесс.
Для осуществления той или иной сознательной деятельности человек должен располагать определенными знаниями. Поэтому в формировании профессионального мастерства большое место занимают психологические познавательные процессы: ощущение и восприятие, представление и память, мышление и внимание.
Знания - это продукт познания людьми предметов и явлений действительности, законов природы и общества. Главное в процессе овладения знаниями - это их осознание, осмысление. Такие знания называются рефлексивными. Процесс овладения знаниями завершается применением их на практике. Поэтому усвоение должно происходить в процессе выполнения практических задач, на основе организации собственных действий обучаемых.
Умение - это успешное решение задач на основе приобретенных знаний и развития психических и физических свойств и качеств личности. То есть, "умелое действие" - это всегда действие со знанием дела. Умение формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, средствах и условиях деятельности.
Умения и навыки развиваются в неразрывной связи. Навык - это умение, доведенное до автоматизма. Т.е. человек овладевает умением решать те или иные задачи вначале сознательно, затем его действия доводятся до автоматизма, актуально не контролируемые сознанием.
Говоря о качествах личности сотрудника ОВД, определяющих его профессиональное мастерство, следует указать, что они формируются на базе развития психических свойств, их определенного сочетания по отношению к требованиям деятельности.
По степени обобщенности их можно сгруппировать следующим образом:
- социальная активность (ее уровень, направленность);
- сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция);
- мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки;
- интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения);
- эмоционально-волевые свойства;
- коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность и др.)
- психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы).
Перечисленные психические свойства при определенных условиях развиваются на базе задатков, формируя на индивидуальном уровне общие и частные способности к конкретному виду деятельности.
Говоря о профессиональных способностях сотрудников ОВД, следует иметь ввиду специализацию их по службам: уголовный розыск, ОБЭП, следствие и др.
Профессиональные способности определяются такими группами показателей:
1. Профессиональная способность к адекватной оценке оперативной ситуации.
2. Способность к принятию грамотных решений в различных условиях оперативной обстановки.
3. Способность к организаторской и исполнительной деятельности при выполнении определенных служебных задач.
4. Способность общаться с людьми (коммуникативная способность).
5. Способность к правовой и оперативной деятельности.
Профессиональные способности сотрудника ОВД характеризуются основными компонентами: профессиональным и юридическим мышлением; профессионально развитым воображением и представлением; профессиональной наблюдательностью и памятью; организаторскими качествами; коммуникативными качествами; творческими качествами.
Самоуправление профессиональным развитием
В ходе рассмотрения предыдущих тем курса мы указали, что профессиональное мастерство сотрудника ОВД складывается из профессиональной обученности и психологической подготовленности.
Профессиональная обученность сотрудника определяется совокупностью профессиональных знаний, навыков и умений, которыми он должен обладать.
Вторым комплексным слагаемым профессионального мастерства выступает психологическая подготовленность - совокупность сформированных и развитых психологических характеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическим особенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной из необходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех групп компонентов:
- профессионально-психологической ориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умение понимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело, умение разобраться в них);
- подготовленности сотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действий и тактики;
- развитой профессиональной наблюдательности и памяти;
- психологической устойчивости;
Поэтому при проведении профессиональной подготовки необходимо опираться на дидактику (от греч. - учу) - часть педагогики, изучающую процесс обучения, в том числе и в специфических условиях ОВД.
Но нельзя сбрасывать со счетов и активность обучаемых в ходе их профессионального становления.
Как свидетельствует практика, служебная карьера, уровень профессионализма зависят в первую очередь от самого сотрудника. Следовательно, на передний план выдвигаются задачи управления профессиональным саморазвитием, где просто не обойтись без метода самостоятельной работы.
Можно выделить два типа самоуправления профессиональным развитием:
1. Стихийное, полуосознанное, ситуативное, неквалифицированное.
2. Преднамеренное, целеустремленное, организованное.
Последнее включает в себя два уровня организации самоуправления:
1. Деятельность по программированию идей, основных задач и способов их достижения в расчете на перспективу.
2. Деятельность в процессе повседневной работы.
С учетом данных психологии самоуправление профессиональным развитием должно осуществляться в следующих направлениях:
- формирование самокритичного, требовательного отношения к самому себе и развитие потребностей в профессиональном росте;
- самопознание и самооценка уровня развития знаний, психических свойств и качеств личности;
- формулирование основных задач и составление индивидуального плана профессионального развития, определение способов и средств их реализации;
- выполнение задач и индивидуального плана профессионального развития в повседневной работе.
Исходное начало при самоуправлении профессиональным развитием - глубоко личная, внутренняя заинтересованность и убежденность самого специалиста в необходимости постоянной работы над собой. Это достигается следующим образом.
1. При осознании того, что профессионально-должностная карьера, будущее сотрудника зависят от максимального соответствия между требованиями и уровнем развития профессионального мастерства (знаний, свойств и качеств личности).
2. Формированию требовательного отношения себе помогает также осознание противоречия между личными возможностями специалиста и необходимостью полного решения стоящих перед ним оперативно-служебных задач.
3. Необходимо преодоление психологических барьеров: иллюзий, самомнения, инерции.
Опыт профессиональной подготовки специалистов во всем мире указывает на необходимость непрерывного образования и подготовки; 4-5 лет работы без повышения квалификации приводят к тому, что специалист сильно отстает от предъявляемых требований, а его знания и профессиональная подготовленность устаревают.
4. Многие специалисты, не имеющие психологической подготовки, плохо знают свои сильные и слабые стороны, имеют завышенную самооценку, и тогда представления сотрудника о самом себе и его подлинная сущность просто не совпадают.
Таким образом, для психологически квалифицированного изучения своих профессиональных качеств специалист должен исходить из реальных факторов, характеризующих его поведение, и деятельности, а не из ничем необоснованных эмоционально-пристрастных субъективных собственных оценок.
Объективность знания о себе начинается прежде всего с решения задач сбора, накопления и анализа информации о своих профессиональных достоинствах и недостатках, их правильной оценки. Для этого необходимо следующее:
1. Ориентироваться на поиск и использование различных источников информации о себе.
2. Регулярно осуществлять самоконтроль своей деятельности по итогам дня, недели, месяца, года.
3. Собрать информацию от других лиц, быть внимательным к оценкам и критическим высказываниям в свой адрес.
4. Не забывать, что получаемая таким образом информация, как правило, не позволяет сразу же сделать вывод о себе, она еще должна быть проанализирована и оценена. Именно по делам, а не по словам, надо судить не только о себе, но и о других.
Без продуманной программы по овладению профессиональным мастерством, даже если специалист критически изучил и оценил информацию о себе и принял достаточно твердое решение работать над собой, профессиональное развитие приобретает спонтанный, эпизодический характер и высокие результаты не достигаются.
Поэтому рекомендуется ставить цели и задачи по профессиональному развитию, которые должны быть направлены на:
- формирование новых навыков и качеств личности;
- преодоление отрицательных качеств и привычек;
- профилактику профессиональной деформации.
Постановка частных целей и задач по развитию отдельных профессионально-значимых качеств и знаний позволяет выделить этапы, сроки и последовательность работы над собой. При этом важно постепенно усложнять задачи и стремиться к их самостоятельному решению.
Реализация задач, предусмотренных индивидуальным планом профессионального развития в текущей, повседневной работе достигается путем активизации соответствующих психологических механизмов и осуществляется по следующим направлениям:
- самоориентировка в процессе работы;
- целенаправленное регулирование своих действий в сложных ситуациях;
- самопобуждение к преодолению трудностей;
- мобилизация и стимулирование своих психических возможностей;
- самоконтроль за результатами работы.
Повышение уровня профессиональных знаний и развитие необходимых свойств и качеств личности может достигаться только в результате многократных повторений способа и "технологии" решения тех или иных задач, саморегулирование психических состояний, действий, поступков.
В заключение хотелось бы обратить внимание на то, что формирование профессионального мастерства должно сопровождаться углублением знаний относительно решения любого класса задач. В отличие от дилетанта профессионал вооружен знаниями мелочей своего дела, навыками "технологии" действий в профессионально-значимых ситуациях. В свое время Микеланджело Буонаротти говорил: "Не пренебрегайте мелочами, поскольку от мелочей зависит совершенство, а совершенство - это не мелочь".
Вывод по второму вопросу.Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого государства неизменно зависит от состояния дел в образовательной сфере, возможностей ее прогрессивного развития и от возможностей каждой конкретной личности. Известный английский философ Джон Стюарт Милль сказал, что достоинство государства зависит, в конечном счете, от достоинства образующих его личностей[3]. Именно развитие профессиональных способностей способствует повышению уровня педагогического мастерства и совершенствованию профессиональной подготовки преподавательского состава. Последнее является основным условием эффективности образовательного процесса и рассматривается как важнейшее направление улучшения всей учебно–методической и воспитательной работы в УЮИ МВД России. Профессиональная образованность и профессиональная обученность включают обязательным такое понятие как профессионального мастерства сотрудника ОВД. Под профессиональным мастерством понимают совокупность знаний, умений, навыков профессиональной деятельности, которые в единстве с соответствующими морально-психологическими качествами личности обеспечивают высокую эффективность выполнения профессиональных функций. В единстве с профессиональным мастерством находится профессиональная культура. Между ними существует тесная взаимосвязь. Обучение создает условия для решения воспитательных задач, а воспитание - предпосылки успехов в обучении. В связи с возрастающими требованиями к профессиональному мастерству сотрудников ОВД, трудностями его формирования повысилась роль нравственных и эстетических сторон личности сотрудника ОВД, следователя. Выделяют несколько групп качеств личности, способствующих выработке профмастерства. Это: социальная активность (ее уровень, направленность); сознание (мировоззрение, индивидуальная концепция); мотивационно-потребностная сфера, проявляющаяся в форме нужды, интереса, влечения, стремления, привычек, установки; интеллектуальные свойства (особенности восприятия, памяти, мышления, воображения);
- эмоционально-волевые свойства; коммуникативные свойства (способность к сопереживанию, конформность и др.); психофизиологические свойства (особенности протекания высшей нервной деятельности, работоспособность, реакции на стрессы). В ходе рассмотрения предыдущих тем курса мы указали, что профессиональное мастерство сотрудника ОВД складывается из профессиональной обученности и психологической подготовленности.