Вопрос 1. Система юридического образования России.

Самореализация личности, ее индивидуальность в профессиональной деятельности возможна, во-первых, в коллективе, во-вторых, она определяется характером цели. Цель, как объективно значимый результат профессиональной деятельности преподавателя вуза, определяется потребностями общества, требованиями, предъявляемыми к личности будущего выпускника-специалиста.

Образовательные учреждения получают и реализуют социальный заказ на профессиональную подготовку специалистов высшей и средней квалификации. Реализация социального заказа проводится через педагогическую систему образовательных учреждений, основными составляющими которой выступают: цели и содержание подготовки, профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений и обучаемые, организационные формы, дидактические процессы и педагогические средства. Взаимосвязь между ними показана на Рис. I.2.3

 

 
 

 


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

   
 
 
 

 


ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

 
 


Рис. I.2.3

 

Социальный заказ влияет на все компоненты педагогической системы, между которыми, в свою очередь, существуют определенные связи. Общество и государство не могут решать свои насущные основополагающие вопросы без высшей школы, для которой нет интересов более высоких и важных, чем выполнение социального заказа общества и государства. Система образования должна сделать все возможное для воспитания граждан-патриотов, имеющих полноценное высшее образование, психологически готовых к конкуренции, перемене стиля, места жизни и работы, обладающих свободой мышления, готовностью к творчеству, стремлением к самореализации, способных поддерживать здоровый образ жизни. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы и ум и – если сможет – богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему

соотечественниках, ни о потомках[1]. Деятельность работников органов внутренних дел всегда предъявляла высокие требования к их личным качествам и професси­ональному мастерству.

Каждая профессия предполагает совокупность знаний, умений и навыков, без которых нельзя быть не только специалистом-профес­сионалом, но даже порядочным ремесленником. И работники ОВД не являются в этом смысле исключением.

Технология подготовки специалистов требует постоянного со­вершенствования. С этой целью организуется и проводится обуче­ние в системе профессиональной подготовки. Эффективность и ка­чество обучения в ОВД зависит от научного (в соответствии с ре­комендациями педагогики и психологии) подхода к организации учебного процесса в системе профессиональной подготовки. И в ре­зультате позволит оптимизировать процесс становления профессио­нального мастерства работников ОВД.

Система юридического образования в России построена как многоуровневая, обеспечивающая его непрерывность и преемственность. Она имеет четыре уровня:

первый — начальное профессиональное юридическое образование (срок обучения до одного года),

второй — среднее (срок обучения до двух лет),

третий — высшее (срок обучения 5—6 лет),

четвертый — послевузовское (дополнительное обучение сроком до трех лет).

Для каждого уровня созданы специальные учебные заведения или факультеты: учебные центры, средние специальные и высшие

образовательные учреждения. Новые образовательные учреждения — юридические лицеи, кадетские корпуса. Послевузовское обра­зование осуществляется в высших образовательных учреждениях через аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру.

В соответствии с положениями законов об образовании высшее профессиональное образование носит трехступенчатый ха­рактер:

первая ступень — неполное высшее образование. Оно достигается обучением в вузе не менее двух лет, прохождением промежуточной аттестации и фиксируется особым дипломом (за рубежом эта ступень обозначается присвоением квалификации «ассистент»);

вторая ступень — высшее профессиональное образование со сроком обучения. 4 года, подтверждаемое .дипломом с квалификацией (степенью) «бакалавр»;

— третья ступень — высшее профессиональное образование, имеющее две разновидности — со сроком обучения 5 лет (для вузов МВД — 4 года) и получением квалификации (степени) «дипломированный специалист*, а со сроком обучения 6 лет — с получением квалификации (степени) «магистр*.

В ведомствах организуется и повышение квалификации спе­циалистов, руководителей, преподавателей. Это — дополнитель­ное профессиональное образование без повышения его ступени. В ряде случаев (при соблюдении всех требований соответствующего Государственного стандарта) оно завершается получением допол­нительной квалификации с вручением дипломов, например — «преподаватель*, «преподаватель высшей школы» и др.

Формами получения образования выступают очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат, самообразование. Допус­кается сочетание различных форм.

Требования к минимуму содержания подготовки для каждой ступени выражены в Государственном образовательном стандарте (имеющем федеральный и национально-региональный, ведомст­венные компоненты).

Педагогические системы в юридическом образовании. Юри­дическое образование в России весьма популярно, имеет разветв­ленную систему с более чем 300 образовательных учреждений, в которых одновременно приобретают и совершенствуют свой про­фессионализм порядка 200 тысяч юристов.

Образование функционирует в виде систем разного масшта­ба: федеральной системы, системы профессионального юридиче­ского образования в стране, системы профессионального юридиче­ского образования в правоохранительных ведомствах, системы профессионального юридического образования в отдельных обра­зовательных учреждениях и субъектах Федерации. В «цепочке» их действуют взаимосвязи и взаимовлияния от начала к концу, обратно, по горизонтали. Низшие системы, меньшие по масштабу, являются структурным образованием высшей, выступают по от­ношению к ней как подсистемы и несут в себе ее особенности.

Любая система образования, как и большинство социальных систем, гетерогенна и специфична, т.е. неоднородна по природе и свойствам образующих ее элементов, компонентов, подсистем. Последние функционируют в соответствии с закономерностями своей природы, но подчиняются свойствам, качественному своеобразию, предназначению, необходимому результату системы образования как целостности. К наиболее важным из них относятся правовая, финансово-экономическая, психологическая, педагогическая подсистемы. При специальном анализе их можно рассматривать и как качественно своеобразные системы и в этом плане говорить, в частности, о педагогической системе образования.

Системы всегда иерархичны: они состоят из структурных еди­ниц и элементов целого, расположенных и функционирующих в порядке от высшего к низшему, от главного к второстепенному, от наиболее существенного к относительно несущественному. Педаго­гическая система в системе образования занимает главенствующее, определяющее значение, характеризующее ее существо, принципиальное качественное отличие от других систем, т.е. по главным, признакам и свойствам образование имеет педагогическую природу.

В самом деле, можно сравнить образовательное учреждение с производственной организацией, у которой на «входе» — «сырье», а на «выходе» — «готовая продукция», в промежутке — технологии, предназначенные для переработки первого во второе. В него «входят» новички, а призваны «выходить» профессионалы-юристы. Можно сказать, что оно — «педагогическое производство». Его главные технологии — педагогические и психолого-педагогические, технологии детерминации и регулирования происходящих с обучающимися превращений, возникающих и формирующихся должным образом у курсантов, курсантов, слушателей необходимой юристу общей и профессиональной образованности, обученности, воспитанности, развитости. Это технологии станов­ления у них видения, понимания окружающего, юридической дея­тельности и себя самого на уровне достижений современной циви­лизации, формирования профессиональных знаний, навыков, умений, профессиональных способностей, привычек, установок, жизненных и профессиональных ориентиров, норм поведения, профессиональных способностей и др. Это технологии использо­вания потенциала системного комплекса «педагогических инструментов» - целенаправленных педагогических условий, воздейст­вий, средств и способов. В создании и реализации этого комплек­са профессионалами-педагогами выступают все работники «педагогического цеха»: руководящий, научно-педагогический и обслуживающий состав образовательного учреждения. В итоге, должен получиться требуемый педагогический результат– при котором каждыйвыпускник должен быть полноценно сформироваться как всесторонне подготовленный специалист-юрист, обладающий Профессионально развитыми педагогическими свойствами профессиональной образованностью, профессиональной обученностью, профессиональной воспитанностью и профессиональной развитостью.

Все это свидетельствует о том, что деятельность юридического образовательного учреждения в решающей степени зависит от качества и эффективности функционирования его педагогической системы.

Системы, в том числе и педагогические, структурны. Каждая педагогическая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованно функционирующих, как единое целое, педагогических факторов (элементов, компонентов, подсистем), определяющих специфику, динамику и результаты пе­дагогического процесса. Педагогическая система присуща не толь­ко федеральному, ведомственному образованию, образовательному учреждению, но и меньшим по масштабу: системе деятельности факультета, кафедры, цикла, отдельного руководителя правоох­ранительного органа, преподавателя, изучения отдельной учебной дисциплины, воспитательной работы и др.

Структурная специфика педагогической системы – в при­сущих ей важнейших подсистемах: образовательной, воспита­тельной, обучающей и развивающей. Образовательные системы педагогичны постольку, поскольку в них представлены и эффек­тивно функционируют эти подсистемы. Они имеют свои особен­ности при подготовке высококвалифицированных юристов.

Для педагогической системы и ее подсистем характерно нали­чие своеобразных педагогических элементов, к числу которых относятся:

цель, задачи, принципы,

субъект (преподаватель), объект-субъект (обучающиеся),

условия, взаимодействие, .

содержание,

организация (организационные формы),

обеспечение,

средства, способы, методы,

– контроль, результаты, оценка.

Состояние порядка, гармонии, уравновешенности, согласован­ного функционирования элементов (компонентов) системы – важное условие ее жизнеспособности и продуктивности. Мудро выразил это Я.А. Коменский более чем 300 лет назад: образование должно находиться в состоянии порядка, «т.е. размещения вещей предшествующих и последующих, верхних и нижних, больших и малых, схожих и несхожих в соответствии с местом, временем,, числом, мерой и весом, надлежащими и соответствующими каждой вещи..., порядок есть душа вещей. Ведь все, что' приведено в по­рядок, сохраняет свое положение и целость до тех пор, пока удерживает порядок. Если порядок нарушен, то все ослабевает, колеблется, расшатывается, падает». В юридическом образовании порядок в педагогической системе имеет свои особенности, о которых речь ниже.

Наконец, педагогические системы выступают в виде конструкции и в виде процесса. Педагогическая система как конструкция – это ее «анатомия», воплощающая все педагогические подсистемы и элементы в их определенных взаимосвязях, ориен­тированных на обеспечение педагогического порядка и достижение максимальной эффективности. Педагогическое конструирование предполагает целенаправленный, осмысленный и педагогически компетентный расчет и создание педагогической структуры обра­зовательных систем в образовательном учреждении, на факульте­те, кафедре. Это исходное условие, предпосылки успеха, возмож­ность его достижения. Отсутствие какой-либо структурной едини­цы (подсистемы, элемента), ее педагогическое несовершенство, несогласованность элементов структуры — изначальный порок соз­данной (или неосмысленно реализуемой) руководителем, препода­вателем, воспитателем, сотрудником педагогической системы, ли­шающей возможности достигнуть, как минимум, высокого педаго­гического результата.

Таким образом, любая система динамична и ее функционирование, жизнь обнаруживается в виде процессов, развернутых во времени, выражающих ее самодвижение и изменения под влиянием вечно ме­няющихся ситуативных обстоятельств. В системе образования это находит воплощение в образовательном процессе и проявлении его сущности – педагогическом процессе. Это, продолжая аналогии, – «физиология» педагогической системы, движение ее конструкции, сохраняющее системность, но гибко проявляющей себя в ди­намике педагогических ситуаций. Педагогический процесс находит воплощение в деятельности всех субъектов педагогической деятельности и проявлениях других элементов педагогической системности. Он всегда более субъективен, индивидуален, ситуативен, разнообразен, конкретен, адаптирован.