Кредит 02в размере начисленной амортизации оформляется признание доходов Дебет 98/безвозмездные поступленияи Кредитсчета 91/1.

I

Зачисление отдельных объектов в состав ОС осущестЦ вляется с использованием Акта (накладной) приемки-пере-\ дачи основных средств (ф. ОС-1). Акт составляет комиссия| которая утверждается приказом руководителя организации! Акт оформляется в одном экземпляре на каждый поступа-j ющий объект (акт может быть выписан на группу однород-: ных объектов ОС относящихся к производственному и хо-[ зяйственному инвентарю, инструментам, оборудованию и! т.п., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стой-; мость, от одного поставщика и приняты в одном календарном месяце). После оформления Акт вместе с приложен-5 ной технической документацией передается в бухгалтерию организации, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. При оформлении внутреннего перемещения ОС выписывается Акт в двух экземплярах для сдатчика и для получателя. Учет всех объектов ОС, поступивших в эксплуатацию, ведется с исполь-| зованием инвентарной карточки учета основных средств (ф. ОС-6). Инвентарная карточка заполняется работником бухгалтерии в одном экземпляре на основании документов; на зачисление объекта, перемещение, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, а также документов по капитальному ремонту и списанию.

Основные средства, поступающие после восстановле-| ния, оформляются Актом приемки-сдачи отремонтирован- \ ных, реконструируемых и модернизированных объектов; (ф. ОС-3). Поступающее оборудование оформляется Актом' о приемке оборудования (ф. ОС-14), выявленные при при-[ емке дефекты оборудования фиксируются в акте о выявлен-1 ных дефектах (ф. ОС-16). ;

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом ос-| 82

ШЩШ$Ш1Щ'ШШ&^?ШЩ?ЩЩ

новных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

В случае наличия у одного объекта нескольких чатей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Объект находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Синтетический учет ОС ведется на активном инвентарном счете 01 «Основные средства». На данном счете основные средства отражаются в оценке по первоначальной либо по восстановительной стоимости.

Расходы организации, связанные с приобретением основных средств, являются долгосрочными инвестициями, для учета которых действующим планом счетов предусмотрен счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Зачисление объектов в состав основных средств в оценке по первоначальной стоимости оформляется записью — Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Первоначальная стоимость ОС, внесенных учредителями в счет вклада в уставный капитал, — это их денежная оценка, согласованная учредителями, если иное не предусмотрено законодательством.

В бухгалтерском учете оформляются записи:

• получен объект ОС от учредителя в качестве вклада в уставный капитал — Дебет 08 «Вложения во внеоборотные

активы» Кредит 75«Расчеты с учредителями» в оценке not согласованной стоимости; 1

отражены расходы организации по доставке и до-| работке объекта — Дебет 08«Вложения во внеоборотные! активы». Кредит 60«Расчеты с поставщиками и подрядчи-| ками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»! 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др., НДС — Дебет! 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расче-1 ты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разны-1 ми дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.;

• оприходованы основные средства в оценке по перво-; начальной стоимости — Дебет 01 Кредит 08«Вложение во внеоборотные активы», возмещение НДС по оприходованным и оплаченным ОС в части расходов организации; Дебет68/НДС и Кредит 19.[

По объектам ОС, полученным по договору дарения (без-: возмездно) первоначальной стоимостью признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету {

В бухгалтерском учете оформляются записи: ;

• Д 08 «Вложения во внеоборотные активы» К 98-2* «Доходы будущих периодов/безвозмездные поступления» в| оценке по текущей рыночной стоимости на дату принятия! к бухгалтерскому учету. В целях налогообложения эта сум-1 ма прибавляется к налогооблагаемой прибыли; [.

• затраты на доставку указанных ОС и приведение их в|. состояние, в котором ОС пригодны к использованию, отражаются — Дебет 08«Вложения во внеоборотные активы»' Кредит 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др., НДС по указанным' расходам отражается по Дебетусчета 19и Кредитусчетов1 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Принятие объекта к бухгалтерскому учету в составе основных средств в оценке по первоначальной стоимости отражается по Дебетусчета 01и Кредитсчета 08 «Вложения; во внеоборотные активы». По мере амортизации указанных^ объектов и оформления записи — Дебет 20, 23, 25, 26, 44; 84

Первоначальная стоимость ОС, приобретенных за плату, — это сумма всех фактических расходов на приобретение. НДС и иные возмещаемые налоги (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) в первоначальную стоимость не включаются.

В бухгалтерском учете оформляются записи:

— на основании документов фактические расходы, произведенные организацией, отражаются Дебет 08 Кредит 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др. НДС — Дебет 19«НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60«Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и др.

Оприходование объекта по учету в состав основных средств, все расходы, формирующие первоначальную стоимость объекта ОС, списываются — Дебет 01 Кредит 08.Сумма НДС предъявляется к возмещению из бюджета по мере принятия к учету оплаченных ОС производственного назначения и отражается Дебет 68 Кредит 19.

Первоначальная стоимостьОС полученных по договору, предусматривающему исполнение обязательств неденежными средствами, признается стоимость передаваемого имущества, которая складывается из цены реализации (приобретения).

17.3. Учет амортизации основных средств

Амортизация основных средств — это систематическое уменьшение первоначальной (восстановительной) стоимости ОС на протяжении срока его полезного использования (службы). Амортизация начисляется по ОС, находящимся у предприятия на праве собственности (в оперативном управлении, хозяйственном ведении). По ОС сданным в аренду, амортизацию начисляет арендодатель. По ОС, переданным в лизинг, амортизацию начисляет или

лизингодатель, или лизингополучатель в зависимости о: условий договора лизинга.

Амортизация начисляется с месяца, следующего з; месяцем принятия объектов ОС к бухгалтерскому учет^ Прекращается начисление амортизации с 1-го числа меся ца, следующего за месяцем полного погашения стоимоси объектов основных средств. Начисляется амортизация д полного погашения стоимости объектов основных средст: либо списания объектов основных средств с бухгалтерско го учета.

Приостанавливается начисление амортизации в случаях когда объекты ОС находятся:

• на консервации по решению руководителя организа ции сроком более трех месяцев;

• на модернизации и реконструкции сроком более 1£ месяцев.

По используемым для реализации законодательства Рос! сийской Федерации о мобилизационной подготовке и мо' билизации объектам ОС, которые законсервированы и ж используются в производстве продукции, при выполнений работ или оказании услуг, для управленческих нужд орш низации либо для предоставления организацией за плату вс! временное владение и пользование или во временное пользование, амортизация не начисляется.

По объектам основных средств некоммерческих организаций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах! износа, начисляемого линейным способом.

По объектам жилищного фонда, которые учитываются; в составе доходных вложений в материальные ценности,! амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Не амортизируются земельные участки; объекты приро-j допользования; объекты, отнесенные к музейным предме-| там и музейным коллекциям, и др. ',

Амортизация начисляется ежемесячно независимо от! результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Важное значение имеет определение срока полезного использования объектов ОС. Срок полезного использова-! ния — это период, в течение которого основные средства приносят доход организации. Срок полезного использова-86

ния определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта ОС производится, исходя:

• из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

• ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

• нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначальных нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями ч. 2 ст. 258 НК РФ и на основании классификации ОС по Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 о группах амортизируемого имущества. Амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в зависимости от срока полезного использования.

При начислении амортизации согласно ПБУ 6/01 (для целей бухгалтерского учета) предприятие может использовать следующие способы:

1) линейный;

2) уменьшаемого остатка;

3) списания лет по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) списания стоимости пропорционально объему проду-ции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

• При линейном способе амортизационные отчисления определяются, исходя из первоначальной стоимости объектов ОС и срока полезного использования.

• При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизационные отчис-

лизингодатель, или лизингополучатель в зависимости о условий договора лизинга.

Амортизация начисляется с месяца, следующего з: месяцем принятия объектов ОС к бухгалтерскому учет\ Прекращается начисление амортизации с 1-го числа меся ца, следующего за месяцем полного погашения стоимост; объектов основных средств. Начисляется амортизация д полного погашения стоимости объектов основных средст: либо списания объектов основных средств с бухгалтере*» го учета.

Приостанавливается начисление амортизации в случаях когда объекты ОС находятся:

• на консервации по решению руководителя организа ции сроком более трех месяцев;

• на модернизации и реконструкции сроком более И месяцев.

По используемым для реализации законодательства Poc-j сийской Федерации о мобилизационной подготовке и мо билизации объектам ОС, которые законсервированы и ж используются в производстве продукции, при выполнений работ или оказании услуг, для управленческих нужд орга-; низации либо для предоставления организацией за плату вс! временное владение и пользование или во временное полы зование, амортизация не начисляется.

По объектам основных средств некоммерческих органи! заций амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах! износа, начисляемого линейным способом.

По объектам жилищного фонда, которые учитываются! в составе доходных вложений в материальные ценности,! амортизация начисляется в общеустановленном порядке.

Не амортизируются земельные участки; объекты приро, допользования; объекты, отнесенные к музейным предметам и музейным коллекциям, и др.

Амортизация начисляется ежемесячно независимо от! результатов финансово-хозяйственной деятельности организации.

Важное значение имеет определение срока полезного использования объектов ОС. Срок полезного использования — это период, в течение которого основные средства приносят доход организации. Срок полезного использова-86

ния определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету. Определение срока полезного использования объекта ОС производится, исходя:

• из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

• ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

• нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).

В случаях улучшения (повышения) первоначальных нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной реконструкции или модернизации организацией пересматривается срок полезного использования по этому объекту.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком на дату ввода в эксплуатацию объекта в соответствии с положениями ч. 2 ст. 258 НК РФ и на основании классификации ОС по Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 о группах амортизируемого имущества. Амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в зависимости от срока полезного использования.

Цри начислении амортизации согласно ПБУ 6/01 (для целей бухгалтерского учета) предприятие может использовать следующие способы:

1) линейный;

2) уменьшаемого остатка;

3) списания лет по сумме чисел лет срока полезного использования;

4) списания стоимости пропорционально объему проду-ции (работ).

Применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока полезного использования объектов, входящих в эту группу.

• При линейном способе амортизационные отчисления определяются, исходя из первоначальной стоимости объектов ОС и срока полезного использования.

• При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования амортизационные отчис-

ления определяются, исходя из первоначальной стоимос объекта и соотношения лет, оставшихся до окончания сг ка службы, к сумме чисел лет.

• При амортизации по способу уменьшаемого оста отчисления определяются, исходя из остаточной стоимос объекта ОС на начало отчетного года и нормы аморти ции, исчисленной исходя из срока полезного использоваг этого объекта и коэффициента не выше 3, установлен» организацией.

• При способе списания стоимости пропорциональ: объему продукции (работ) размер амортизационных отчи лений определяется за каждый отчетный период, исходя i первоначальной стоимости и соотношения фактичесш объема продукции в натуральном выражении за отчетнь период к предполагаемому объему продукции (работ) весь срок полезного использования объекта ОС.

Сумма начисленной амортизации в балансе-нетто отдк льной статьей не отражается.

Начисленная амортизация вычитается из первоначаль; ной стоимости объектов ОС, образуя остаточную стоимосъ; объектов ОС, по которой основные средства отражаются i балансе по строке 120.

Бухгалтерские записи при начислении амортизации:

Начисление амортизацииДебетсчетов 20, 23,2: 26, 44и Кредитсчета 02 — в зависимости от места эщ плуатации объекта.

Начисление амортизации по объектам ОС непроизвод; ственной сферы — Дебет счета 29и Кредитсчета 02.

17.4. Учет затрат на восстановление основных средств

Востановление основных средств осуществляется посредством ремонта, модернизации и реконструкции.

Виды ремонта — текущий, средний и капитальный; Основным первичным документом, согласно котором); определяются объем работ по капитальному ремонту, его продолжительность, сметная стоимость, является дефект нал ведомость. Ремонт объектов ОС может быть проведен подрядным, хозяйственным или смешанным спо собом. 88

Затраты на ремонт основных средств производственного назначения включаются в затраты организации. Учет затрат но ремонту основных средств может быть организован по одному из двух вариантов.

1. Затраты на ремонт основных средств включаются в ;атраты организации по мере их возникновения;

• при подрядном способе оформляются записи: Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44, 19 и др. и Кредит счета 60 (76);

• при хозяйственном способе - Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. и Кедит счетов 10, 70, 69 и др.

2. При создании резерва на ремонт основных средств ;а счет равномерных ежемесячных плановых отчислений ;i Дебет счетов 20, 23, 25, 26, 44 и др. и Кредит счета 96 (Резерв предстоящих расходов».

При использовании резерва:

• при подрядном способе — Дебет счетов 96, 19 и Кредит счета 60 (76);

• при хозяйственном способе — Дебет счета 96 и Кредит счетов 10, 70, 69 и др.

Сумма излишне созданного резерва на ремонт основных средств по окончании ремонта в конце отчетного года сторнируется. Если ремонт продолжается — переходит на следующий год. В следующем году неиспользованный резерв на ремонт основных средств по окончании ремонта присоединяется к доходу отчетного периода — Дебет счета 96 и Кредит счета 91/1 «прочие доходы».

Приемка объектов ОС по окончании ремонтных работ производится по акту ф. ОС-3. (При текущем ремонте Акт составляется только в случае, если ремонт производится подрядным способом.)

При отражении в учете затрат на восстановление ОС бухгалтеру необходимо четко разделять расходы, связанные с ремонтом, и расходы, связанные с модернизацией и реконструкцией, которые учитываются в составе вложений во внеоборотные активы и могут увеличивать первоначальную стоимость ОС.

Расходы на модернизацию и реконструкцию, в случае если приводят к улучшению технических качеств функционирования основного средства (срока полезного использования, мощности, качества применения и т.п.), могут списываться на увеличение первоначальной стоимости объ-

 

екта. Первоначально затраты на модернизацию учитываю! ся по Дебету счета 08 и Кредиту счетов 60, 71, 76, и др. -f при подрядном способе проведения модернизации и Дебе; счета 08 и Кредит счетов 10, 69, 70, 71, 76 и др. — при х| зяйственном способе модернизации и реконструкции. Пос| ле окончания эти затраты:

• либо увеличивают первоначальную стоимость объек| та — Дебет счета 01 и Кредит счета 08;

• либо списываются на расходы организации — Дебе| счета 91/2 и Кредит счета 08.

Если в процессе ремонта одновременно проводится | модернизация, два вида затрат в бухгалтерском учете долж ны быть разделены.

17.5. Учет выбытия объектов основных средств

Выбытие объекта ОС имеет место в случае:

• продажи;

• прекращения использования вследствие моральной} или физического износа;

• ликвидации при аварии, стихийном бедствии и ино| чрезвычайной ситуации;

• передачи в виде вклада в уставный (складочный) капп тал другой организации, паевой фонд;

• передачи по договору мены, дарения;

• внесения в счет вклада по договору о совместной де| ятельности;

• выявления недостачи или порчи активов при их инвен таризации;

• частичной ликвидации при выполнении работ по ре конструкции;

• в иных случаях.

Выбытие ОС по причине непригодности к дальней' шей эксплуатации из-за физического износа, вследствие! аварий, стихийных бедствий оформляется актом на спщ сание основных средств (форма ОС-4), по автотранспорт ным средствам составляется акт на списание автотранс портных средств (форма ОС-4а). Акты на списание ОС| составляются комиссией в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем! организации. Один экземпляр Акта передается в бухгалтер 90

рию, второй служит основанием для сдачи работником, за которым был закреплен объект, деталей, узлов и агрегатов демонтированного оборудования, пригодных для использования, и полезных отходов на склад. Стоимость указанных ценностей и расходы, связанные со списанием объекта, отражаются в соответствующем разделе ОС-4 «Справка о затратах, связанных со списанием ОС и поступлением материальных ценностей от их списания». Указанные ценности приходуются по текущей рыночной стоимости и отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 91-1 «Прочие доходы».

При передаче основных средств другим организациям оформляется Акт (накладная) приемки-передачи основных средств. В инвентарной карточке учета основных средств ф. ОС-6 делается отметка о выбытии объекта.

Выбытие ОС отражается в бухгалтерском учете с использованием счета 01 субсчет «Выбытие основных средств», по дебету данного субсчета отражаются первоначальная стоимость выбывающего объекта по кредиту, сумма накопленной амортизации и остаточная стоимость объекта.

Списание первоначальной стоимости во всех случаях выбытия отражается по Дебету счета 01/выб. и Кредиту счета 01.

Списание суммы ранее начисленной амортизации — Дебет счета 02 и Кредит счета 01/выб.

Остаточная стоимость выбывающих объектов в большинстве случаев списывается записью — Дебет счета 91-2 и Кредит счета 01/выб.

Порядок отражения на счетах в дальнейшем зависит от причины выбытия.

1. Списание по причине физического износа предполагает учет расходов по ликвидации объекта. Ликвидация может производиться своими силами или с участием подрядной организации. Когда ликвидация осуществляется своими силами, расходы по ликвидации объекта ОС отражаются по дебету 91-2 счета «Прочие расходы» и кредиту счетов 10, 70, 69 и др. Если ликвидация проводится подрядной организаций, то на основании счета подрядчика затраты на ликвидацию отражаются по дебету счета 91-2 и кредиту счета 60, а НДС — по дебету счета 19 и кредиту счета 60. Финансовый результат исчисляется по каждому ликвидационному

объекту на счете 91-9 как разница между дебетом и кредитом счета и списывается на счет 99 «Прибыли и убытки». Убыток от списания объекта отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 99 и кредит счета 91 -9.

2. Выбытие ОС по причине морального износа связано с получением убытка, который списывается в дебет счета 99 с кредита счета 91-9.

3. Передача ОС в качестве вклада в уставный капита другой организации учитывается как долгосрочные инвес тиции. Остаточная стоимость переданного объекта отража-ется по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счета 01/выб. Если согласованная стоимость ниже остаточ-ной стоимости объекта ОС, разница в оценках списывается в дебет счета 91/2 и кредит счета 58. Если согласованная стоимость выше остаточной, финансовый результат от операции отражается по дебету счета 58 и кредиту счета 91/2.

4. Продажа ОС отражается в учете на основании coot- j ветствующих договоров. В адрес покупателя оформляют- I ся счет-фактура, накладная и др. На общую сумму задол- ; женности покупателя в бухгалтерском учете оформляется ■ проводка по дебету счета 62 и кредиту счета 91-1. Расходы, связанные с демонтажом, рассматриваются как расходы по реализации и отражаются по дебету счета 91-2 и кредиту I счетов 10, 69, 60, 76 и др. Начисляется НДС с реализации— дебет счета 91-3 и кредит счета 68. Прибыль от ре- ;■ ализации отражается по дебету счета 91-9 и кредиту счета 99, убыток — дебет счета 99 и кредит счета 91-9.

5. При безвозмездной передаче в дополнение к акту (накладной) приемки-передачи ф. ОС-1 оформляется авизо (извещение) о передаче объекта с указанием основания передачи, первоначальной стоимости и суммы износа за период эксплуатации ОС. Плательщиком НДС является передающая сторона. [ Начисление налога отражается записью по дебету счета 91-2 и кредиту счета 68/НДС. Убыток от безвозмездной передачи ! списывается в дебет счета 99 с кредита счета 91-9.

6. Списание в результате аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций (кражи) предполагает наличие справки о стихийных бедствиях либо справки об отказе в возбуждении уголовного дела. Убыток, возникший в результате вышеуказанных, случаев относится на финансовый результат организации в дебет счета 99 и кредит счета 91-9.