Что касается Древней Греции, то наибольший интерес пред­ставляют в рассматриваемом нами аспекте идеи Платона и Ари­стотеля.

История учений о преступности

Что касается преступлений, то история их существования столь же продолжительна, сколь продолжительна история рода человеческого на Земле. В самых первых главах Ветхого Завета, Первой книге Моисеевой, говорится о нарушении первыми людьми на земле, Евой и Адамом, запрета есть плоды с деревьев в раю (глава 3), а затем, в главе 4, об убийстве, совершенном их сы­ном Каином. Каин, как известно, убил своего родного брата Аве­ля. Насколько можно судить по тексту, умышленно, из зависти.

Итак, если судить по Библии, Господь не допустил убийства убийцы, т. е. смертной казни, как сказали бы мы сейчас. Не до­пустил Господь и самосуда типа «суда Линча», ибо никому не по­зволил поднять руку на Каина.

А далее история показала, что люди продолжали совершать преступления, причем далеко не единичные и самые разные.

На вопросы, что же такое преступление, почему преступления совершаются и что делать с теми, кто их совершает, пытались ответить еще в древнем мире философы, политики, писатели и поэты. От анализа отдельного преступления и его причин совершался переход к познанию множественности преступлений — преступности.

Платон интересовался причинами преступлений и анализиро­вал их мотивы. Он писал о гневе, ревности, стремлении к насла­ждениям, заблуждениях, неведении. Отстаивал принцип индивидуализации наказания. Оно должно, по мысли Платона, соответ­ствовать не только характеру содеянного, но и побуждениям виновного, учитывать, были ли проявлены коварство, жестокость либо имело место юношеское легковерие. Необходимость наказания обосновывалась задачами обеспечения общей и частной превенции. В ранних трудах Платон даже писал, что наказание — благо для преступника, которое способно восстанавливать гармо­нию в его душе. Он допускал смертную казнь. Но при этом Пла­тон обращал внимание на законотворческий процесс, отмечал необходимость учитывать человеческое несовершенство, стре­миться предупредить преступление, добиваться того, чтобы в ре­зультате наказания человек становился лучше. Платон также от­мечал личный характер наказания, считал, что оно не должно распространяться на потомков преступника даже в случаях пося­гательства на государственный порядок. Одновременно говори лось о возмещении причиненного потерпевшему вреда и убытка. Заслуживает внимания и то, что Платон добродетель связывал не с наследственностью, а с воспитанием: «...добродетели учить можно... нет ничего удивительного, когда у хороших родителей бывают худые, а у худых хорошие дети».

Аристотель в своих трудах особое значение придавал равенству всех полноправных граждан перед законом. При этом он подчер­кивал важную предупредительную роль наказания, ибо полагал, что люди воздерживаются от дурных поступков не из высоких побуждений, а из страха наказания и большинство склонно пред­почитать свои выгоды и удовольствия общему благу. Наказание, по мнению Аристотеля, должно быть более суровым, чем полу­ченные в результате совершения преступления выгода и удоволь­ствие. Он был твердо убежден в том, что преступник становится испорченным по своей воле, но дух его должен господствовать над телом, а разум над инстинктом, как хозяин над рабом. Одна­ко Аристотель отмечал и такие причины преступлений, которые коренились во внешних для преступника условиях: беспорядки в государстве; возможность легко скрыть похищенное; искусствен­ная нужда, возникающая от чрезмерного богатства одних и дей­ствительной крайней нужды других; нежелание или боязнь по­терпевших обратиться с жалобой; слабость или отдаленность на­казания; продажность и низость судей и т. п.

При назначении наказания Аристотель считал важным учи­тывать обстоятельства совершения преступления и не наказы­вать за преступления, совершенные при обстоятельствах, «пре­вышающих обыкновенные силы человеческой природы». То есть правомерное поведение не должно требовать проявления героизма. В то же время существенными при назначении нака­зания считал такие обстоятельства, как рецидив, особая жесто­кость виновного, нежелание загладить причиненный вред, и ряд других.

Таким образом, многие основополагающие идеи о причинах преступлений, принципах ответственности за них были заложены на заре человеческой истории. К сожалению, осведомленность о них далеко не всегда сочеталась со следованием этим идеям.