Окрашивание ручным инструментом

РУЧНЫЕ МАЛЯРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Наполнители

Наполнителями называют дисперсные неорганичес­кие природные или синтетические вещества, нераствори­мые в воде и растворителях, а также в дисперсных сре­дах.

Наполнители повышают адгезию пигментов С основа­нием, придают лакокрасочным покрытиям прочность, водо,-огне,-кислото-, щелоче- и атмосферостойкость, блеск или матовость, ускоряют высыхание пленки. С вве­дением наполнителей снижается расход пигмента.

Контрольные вопросы

1. Классификация связующих для водных красок.

2. Назовите свойства цемента и его марки.

3. Расскажите о свойствах и применении поливинилацетатной дисперсии.

4. Чем отличаются красители от пигментов?

5. Охарактеризуйте свойства пигментов.

6. По каким признакам классифицируются пигменты?

 

 

Поверхность, подлежащая окрашиванию, обычно имеет вмятины, раковины, царапины и прочие дефекты, которые, устраняют и выравнивают с помощью шпатле­вок. Шпатлевание не повышает защитных свойств по­крытий: слишком толстый и недостаточно эластичный слой шпатлевки подвержен растрескиванию, в результа­те чего нарушается прочность всего покрытия.

Шпатлевки наносят на хорошо просушенный грунт деревянным, пластмассовым или металлическим шпате­лем (для ровных поверхностей) или куском листовой ре­зины (для криволинейных поверхностей). Шпатлевки можно наносить также краскораспылителем или специ­альными удочками с насадкой диаметром 6 мм.

Для лучшего сцепления шпатлевки с грунтом поверх­ность оштукатуривают для придания ей шероховатости, а затем удаляют пыль. Последнее обязательно, так как даже тончайший слой пыли резко ухудшает адгезию.

Для более эффективного выравнивания поверхность сначала шпатлюют в наиболее углубленных местах. Пос­ле просушивания зашпатлеванные участки обрабатыва­ют шкуркой, в случае необходимости снова шпатлюют эти участки или всю поверхность.

Шпатлевать поверхность более чем в 3 слоя неэффек­тивно. Толщина каждого слоя шпатлевки не должна превышать

0,5 мм для масляных, лаковых и перхлорвиниловых,

1 мм— для эпоксидных и других подобных шпатлевок.

Нанесение лакокрасочных материалов кистью — один из старейших методов окрашивания, известный многие века. Сейчас этой операцией пользуются при окрашива­нии малых и сложной конфигурации площадей и поверх­ностей при высококачественной и альфрейной отделке, для исправления дефектов при ремонте и т. п.

Кроме того, метод окрашивания кистью имеет ряд преимуществ — он прост, лакокрасочный материал хоро­шо прилипает к основанию при растушивании, эконом­но расходуются материалы. К недостаткам относят высо­кую трудоемкость (1 м2 за 4—6 мин).

Окрашивающий состав наносят конусом кисти без сильных нажимов, при этом материал ложится широки­ми полосами, которые затем растушевывают в горизон­тальном и вертикальном направлениях.

Кисть держат под углом 45—60° к окрашиваемой поверхности.

Существует большое разнообразие кистей, отличаю­щихся по размеру, массе, форме, материалу и предназна­ченных для выполнения многих операций. Лучший ма­териал — свиная щетина, обладающая от природы конусообразной формой и раздвоением окончаний во­лос, что позволяет добиться высокого качества покрытия. Для обычного окрашивания применяют комбинирован­ные кисти из свиной щетины и волоса других животных или растительных волокон, а также из синтетических материалов (нейлона, капрона и т. д.). Последние более износоустойчивы.

Размер кисти соответствует виду работ. Самые боль­шие называют маховыми, их применяют для окрашива­ния стен, потолков, полов, крыш и т. д. По массе щетины их изготавливают в 200, 300,400 и 600 г, для чего пуч­ки перевязывают шпагатом и насаживают на заострен­ный конец рукоятки длиной от 1 до 1,5 м. Сверху на 1/2— 2/3 длины пучка рабочую часть также обматывают шпагатом. Оставшаяся свободная щетина имеет различ­ную длину для разных окрашивающих составов: коро­че — для масляных, эмалевых (с растиркой по поверхно­сти), длиннее — для водных.

По мере истирания кисти витки постепенно снимают. Выбирают маховыми кистями двумя руками.

Кисти меньших размеров для работы одной рукой на­зывают ручниками - круглыми и плоскими.

В круглых ручниках щетину приклеивают в выточке на торце руко­ятки, а в плоских — зажимают в жестяной или пластмас­совой оправе кисти. Размеры ручников обозначает чет­ными номерами от 6 до 30.

При окрашивании по трафарету используют трафарет­ные кисти, имеющие более короткую и жесткую щетину.

Для выполнения тонких линий применяют обводочные (цировочные) кисти из длинного беличьего волоса.

Широкие мягкие кисти из длинного барсучьего воло­са — флейцы — применяют для сглаживания свежеокра­шенной поверхности и удаления мазков и штрихов от кисти. Флейцы изготовляют круглые и плоские. При ра­боте флейц не окунают в краску, а пользуются сухим и держат перпендикулярно к поверхности без нажима.

Щетки-торцовки используют для придания поверхно­сти шероховатости. Изготовляют их из короткой отбелен­ной щетины, укрепленной на деревянной оправке

разме­ром 100 х 200 мм.

При работе сухой торцовкой ударяют по свежеокрашенной поверхности.

Для других целей применяют специальные кисти: макловицы, фигурные, филеночные и т. д.

Для успешной работы следует соблюдать определен­ные правила работы кистями.

В любой новой кисти содержатся пыль и сломанные волоски, поэтому такую кисть следует вымыть в теплой мыльной воде и просушить.

Лучшие результаты дает кисть конусообразной фор­мы, поэтому рационально поработать новой кистью на неответственных операциях по шероховатой поверхнос­ти (огрунтовывание), после чего очистить и применять для покровных слоев.

Перед началом работы кисть «разрабатывают» — оку­нают в окрашивающий состав, отжимают о стенку, пово­рачивают и т. д. до тех пор, пока пучок волос не будет равномерно смочен на половину длины. Во время рабо­ты кисть окунают неглубоко, постукивая по краю рабо­чей емкости для равномерного распределения краски.

Лакокрасочный материал наносят толстым слоем и затем растушевывают кистью. Большие поверхности удобнее окрашивать по частям, производя заключитель­ную штриховку на всех участках в одном направлении, чтобы сделать незаметными границы смежных участков. Перекрывать слой лакокрасочного материала необходи­мо до начала высыхания «сырого края» предыдущего уча­стка поверхности, иначе на границе участков слой утол­щается и после сушки может сморщиться или будет отличаться по цвету от остальной поверхности.

Такая технология пригодна для большинства окрашивающих составов, но может частично изменяться в отдельных случаях. Так, лакокрасочные материалы для промежуточных слоев быстро теряют текучесть, особенно при повышенных температурах, поэтому наносить их и перекрывать «сырые» края следует умело и быстро. Заключительно штриховать эмали, масляные и другие подобные составы необходимо снизу вверх, чтобы уменьшить отекание краски. При окрашивании дерева последние

штрихи делают вдоль волокон, при окраске потолков — по направлению к свету.

Окрашивание кистью применяют преимущественно для медленно высыхающих составов.

Намного труднее наносить кистью быстросохнущие материалы с активными летучими растворителями, так как при нанесении повторных слоев или при растушевы­вании растворяются нижележащие слои и покрытие по­лучается не сплошным и неровным. При необходимости первый слой следует наносить только в одном направле­нии без растушевки, а после просушивания — второй в другом направлении.

По окончании работы лакокрасочный материал отжи­мают с кисти шпателем или скребком, кисть обтирают, промывают в растворителе и сушат, вращая на воздухе.

Следует избегать появления на кисти грибков и насе­комых, поэтому ее в сухом виде следует хранить заверну­той в промасленную бумагу или целлофан.

Кисти из беличьего, барсучьего и хорькового волоса отмывают от краски теплой водой с мылом.

Наиболее эффективным ручным инструментом для нанесения большинства окрашивающих составов, осо­бенно водных и водоразбавляемых, являются малярные валики различных конструкций. Сущность метода окра­шивания ими заключается в том, что лакокрасочный материал предварительно равномерно заполняет поры поролоновой обшивки или пространство между волосом стриженой овчины, а при прокатывании по поверхнос­ти изделия переносит на нее окрашивающий состав и частично растушевывает его.

Этот метод по сравнению с кистевым более произво­дителен, но имеет ограничение, так как может быть при­менен только для плоских поверхностей, хотя в ряде организаций разработаны специальные фигурные вали­ки для окрашивания труб, радиаторов отопления и т. д. При окрашивании плоских поверхностей валик пере­двигают вверх-вниз (стены, двери и т. п.) или вперед-на­зад (потолки, полы), пока не израсходуется краска на валике. Одновременно маляр перемещается по фронту работ, а затем обратно и сухим валиком растушевывает окрашенную поверхность. Валик заполняют краской, частично погружая его в ванночку с краской, и прокаты­вают по накладной сетке для равномерного ее распреде­ления и стекания излишней краски обратно в ванночку. Имеются конструкции с принудительной подачей крас­ки непосредственно в корпус валика или через промежу­точный валик.

При накатке рисунков или трафарета применяют раз­новидность малярного валика со сменными резиновыми насадками.

В зависимости от назначения длина валика может

быть различной.