Пример8 постановки и решения комплексной проблемы
Анализ литературы и практики обучения борцов на начальном этапе многолетней подготовки позволил обнаружить наличие серьезного противоречия. Часть специалистов (Г.В. Гончаров, И.А. Коджаспиров, С.А. Преображенский) убеждена в том, что обучение борьбе должно вестись через обучение атакующим действиям. Считается, что в течение 2-4 лет начинающие борцы должны овладеть (до уровня умений) как можно более широким кругом атакующих действий. Далее благодаря индивидуальному опыту участия в соревнованиях у спортсменов на базе этих умений должны сформироваться устойчивые двигательные навыки атаки, так называемые ``коронные приемы''. Причем ``коронными'' станут те действия, которые наиболее соответствуют телосложению спортсмена, его психике и это считается признаком овладения борьбой.
Другие специалисты не сводят борьбу к ``коронным'' атакующим действиям. Они идут по пути поэлементного анализа и выделяют в борьбе такие составные части, как передвижения, захваты, толчки, рывки, атакующие действия, комбинации (Г.М. Грузных, И.А. Кондратский, Г.С. Туманян). Их идея сводится к тому, что вначале надо обучить борцов перечисленным элементам, а затем эти элементы в ходе тренировки и соревнований соединятся в целостную борьбу.
По-существу обнаруженное противоречие обусловлено несоответствием между двумя конкурирующими теориями начального обучения. На базе этого противоречия возникла научная проблема как вопрос: ``Как строить обучение основам сложной двигательной деятельности?''. Для того чтобы ее решить, нужно ответить на уже целую группу вопросов:
- первый и второй - теоретико-методологический: ``В чем достоинства и недостатки анализируемых подходов и есть ли альтернативная теория?'' и ``Какая последовательность исследовательских процедур позволит найти оптимальную методику обучения?'';
- третий - оценочный: ``Как оценивать эффективность овладения борьбой?'';
- четвертый - эмпирический: ``Какова будет зависимость между интегральной независимой переменной (методика обучения борьбе) и интегральной зависимости переменной (степень овладения борьбой)?'';
- пятый и шестой - дидактического (содержательного и методического) характера: ``Какое место займет в содержании учебной дисциплины ``Теория и методика подготовки борцов'' научно обоснованная методика обучения борьбе?'', ``Как научить студентов (тренеров) эффективно пользоваться новой методикой обучения?''.
Должен знать каждый студент для избегания ошибок в установлении цели, задач и в конечном итоге рабочей гипотезы:
1. Целью исследований может быть разработка методик и средств обучения, тренировки, воспитания качеств личности, воспитания физических качеств, форм и методов физического воспитания в различных структурных подразделениях и возрастных группах, содержания обучения, путей и средств совершенствования управления учебно-тренировочных и воспитательных процессов; но никак не разработка основ и принципов физического воспитания и тренировки.
2. Задачи исследования выступают как частные, сравнительно самостоятельные цели по отношению к общей цели исследования в конкретных условиях проверки сформулированной гипотезы.
3. Гипотеза должна быть: сформулирована на четком грамотном языке, соответствующем предмету исследования так, чтобы истинность, выдвинутого в ней предположения не была очевидна; обоснована предшествующими знаниями, вытекать из них. Кроме того, гипотеза может выполнять функции защиты других гипотез перед лицом новых опытных и старыми знаниями; сформулирована.