Белорусские земли в составе Речи Посполитой (1569-1795 гг.) и историческая судьба христианства

В июне 1569г. в Люблине была подписана уния, согласно условиям которой ВКЛ и Королевство Польское объединялись в одно государство - Речь Посполитую. Начинается эпоха насаждения католицизма в Беларуси. Католическая церковь распространяет свое влияние на белорусских землях, используя свой ударный отряд — орден иезуитов, получивший после Люблинской унии в восточных районах ВКЛ обширные земельные владения. Расширили свою сеть и другие монашеские католические ордена — бернардинцев, кармелитов, доминиканцев, францисканцев и др. Они должны были содействовать распространению католицизма среди местного православного населения, ликвидировать оппозиционные настроения местной православной шляхты, мещан и горожан, которые не раз демонстрировали свои симпатии к России в ходе многочисленных войн.

Люблинская уния завершила процесс фактического политического поглощения Литвы польским королевством. Остатки административной автономии просуществовали до конца Речи Посполитой - в интересах местных магнатов, отнюдь не населения. Но Люблинская уния еще не завершила трагедию. Оставался белорусский народ, православное духовенство, православные городские братства и даже некоторая часть дворянства, которые как отеческий завет, как душу хранили верность православию, упорно отстаивали свою цивилизацию и не поддавались ополячению.

Подъем духовного сопротивления был бы просто невозможен без устойчивых культурных традиций, которыми располагала православная Беларусь. В этой связи достаточно вспомнить деятельность восточнославянского первопечатника, сына полоцкого купца Франциска (Георгия) Скарины (род. около 1490 г.- ум. около 1541 г.). Ф.Скарина в 1504-1506 гг. учился в Краковском университете. В 1512 в Падуанском университете в Италии он получил степень «доктора лекарских наук». В 1517-1520 гг. в Праге Ф.Скарина на западнорусском языке XVI в. издал «Псалтырь» и «Библию русскую» с оригинальными «предисловиями» и замечательными гравюрами на дереве. В ней первопечатник ставил целью просвещение «своей братии Руси». Ф.Скарине посвящена огромная литература. Все его издания на русском языке, издаваемые им «для братии своей Руси», вполне соответствовали православному канону, его русское этническое самосознание и последовательная защита им интересов православного русского народа несомненны.

С Беларусью связана деятельность еще одного первопечатника - Ивана Федорова. От И.Федорова берет начало уже не эпизодическое, а систематическое, никогда не прерывавшееся славянорусское книгопечатание.

Православное население на протяжении всего существования Речи Посполитой тяготело к единоверному русскому государству.

Вместе с тем, историческая справедливость требует отметить, что по сравнению с самодержавной Россией, ее мощной центральной деспотической властью, польские порядки были не в пример вольготнее для господствующего сословия и нередко возбуждали зависть у тянувших тяжелое тягло государевой службы русских дворян. В России, в отличие от Польши, государственные интересы, безусловно, доминировали над личными и узкосословными интересами, нравственный максимализм над релятивизмом.

У польских дворян по сравнению с русскими было более развито личностное начало, культивировалось чувство личной свободы. Иной вопрос, насколько реально были обоснованы эти притязания, но они существовали, по крайней мере, как некий идеал. У польской шляхты были лучше развиты навыки сословной самоорганизации, свободнее было положение женщин. В быту они активно тяготели к общеевропейским нормам, в отличие от русского традиционалистского уклада, где еще долго оставались актуальными средневековые домостроевские порядки.

Особую страницу в истории белорусской культуры составил эпизод с проникновением в ВКЛ и Речь Посполитую в XVI - начале XVII вв. протестантских сект, преимущественно кальвинистского толка. Ряд магнатов, зарившихся на громадные земельные богатства католической церкви и недовольных духовным засильем иезуитов, воспользовались протестантизмом для еще большего укрепления своего могущества. За ними последовала зависимая от них мелкошляхетская свита.

Протестанты стали открывать в Польше и Литве свои школы, типографии, издавали богослужебную и полемическую литературу, в том числе и на старобелорусском («русском») языке. Так, Симон Будный основал в Несвиже под патронатом князя Радзивилла типографию, в которой издал на русском языке протестантский «Катехизис». Василий Тяпинский в собственном имении вблизи Лепеля издал «Евангилие» с предисловием.

Протестантскими идеями особенно увлеклись магнаты (Радзивиллы, Сапеги, Валовичи, Глебовичи и др.) — противники унии с Польшей. С помощью протестантской веры они планировали сохранить обособленность ВКЛ, ослабить в нем влияние католической Польши. Шляхту и зажиточных горожан Реформация привлекала возможностью подорвать могущество церкви, которая ущемляла их права. Но широкие народные массы остались глухими к ней. Поэтому реформационное движение здесь не получило такого размаха, как в странах Европы.

Из всех реформационных течений наибольшее распространение в Великом княжестве Литовском, в том числе и в Белоруссии получил кальвинизм. В 50-е годы XVI в. в него перешло большинство магнатов и значительная часть шляхты. В 60-е годы на территории Белоруссии уже действовали десятки реформационных общин, а при
них — церкви, школы, приюты, типографии. Крупнейшими реформационными центрами в Белоруссии стали Брест, Несвиж, Витебск, Новогрудок, Клецк, Лоск, Ивье, Слуцк, и др. населенные пункты. Вокруг них группировались известные ученые, проповедники, писатели, книгоиздатели. Некоторые из них (С.Будный, В.Тяпинский и др.) поднялись до уровня знаменитых европейских мыслителей.

Реформационное движение содействовало активизации духовной жизни общества, оказало благотворное влияние на развитие книгопечатания, развитие гуманистических и рационалистических тенденций в белорусской культуре, расширению ее международных контактов.

Чтобы спасти католицизм в условия реформационного движения, Ватикан и правящие круги Речи Посполитой сделали ставку на орден иезуитов. Самые опытные миссионеры появились в Великом княжестве Литовском на следующий год после Люблинской унии. Главным идеологом контрреформации стал П.Скарга. Иезуиты взяли в свои руки образование, открыли на территории Белоруссии сеть костелов и монастырей, занялись благотворительной деятельностью. Это дало свои плоды. Обновленный и усиленный католицизм начал вытеснять протестантские общины. В 70-е годы XVI в. социальная база реформационного движения значительно сузилась, а к концу первой половины XVII в. наступил кризис реформационного движения. Во второй половине XVII в. оно под ударами контрреформации вынуждено было сойти с исторической арены.

Справедливости ради необходимо отметить, что при всех гуманистических устремлениях протестантской интеллигенции, у протестантизма в ВКЛ и Речи Посполитой не было будущего. Решающим идеологическим противоречием здесь оставалось противостояние католицизма и православия, неразрывно связанное с противостоянием восточных и западных славян, а также с социальным противостоянием феодальных верхов и народных низов.

Протестантизм остался лишь эпизодом в культурной истории Беларуси. Его значение безмерно преувеличивается некоторыми историками и политиками, но на деле сколько-нибудь глубокого следа на белорусской почве он не оставил. Попытки современных сектантов искать в нем свои исторические корни - несостоятельны. Современные секты, преимущественно американского происхождения и оттуда руководимые, не имеют никакого отношения к гуманистической реформации XVI в.

Подписанная 28 июня 1569 г. и утвержденная на раздельных заседаниях польского и литовского сеймов Люблинская уния завершила начатый в 1385 г. в Крево процесс поглощения Польшей Великого княжества Литовского. По мере распространения среди литовско-белорусской шляхты польской культуры, обычаев и правосознания, у нее непрерывно нарастало стремление уравняться с польской шляхтой юридически, приобрести ее права и привилегии. Вслед за Люблинской унией последовала Брестская религиозная уния.

В конфессиональной истории Беларуси особое место занимает Брестская уния (1596г.). Суть ее заключалась в том, что православная и католическая церкви, объединившись, создавали промежуточную — униатскую церковь (греко-католическую), в которой все обряды, праздники и т.д. должны были оставаться такими, как и в православной, чтобы верующие не встретили для себя ничего непривычного. Единственным добавлением являлось обязательное признание папы римского наместником бога на земле и уплата церковной десятины в пользу Ватикана. Таким образом, униатская церковь являлась своеобразным гибридом двух церквей (православной и католической) с православной формой и католическим содержанием. Она должна была стать своеобразным переходом от православия к католицизму, от белорусского и украинского — к польскому влиянию.

Историческая суть проблемы Брестской религиозной унии сводится к следующему.

В середине XVI в. Люблинская уния завершила процесс фактического политического поглощения Литвы польским королевством. Остатки административной автономии просуществовали до конца Речи Посполитой - в интересах местных магнатов, отнюдь не населения. Но Люблинская уния еще не завершила трагедию. Оставался белорусский народ, православное духовенство, православные городские братства и даже некоторая часть дворянства, которые как отеческий завет, как душу хранили верность православию, упорно отстаивали свою цивилизацию и не поддавались ополячению.

Поэтому в конце XVI в. была предпринята попытка изнутри взорвать православие и окончательно поставить православную церковь Речи Посполитой вне закона. В Беларуси, в конце концов, была оставлена одна примыкавшая к русской границе Могилевская православная епархия, но и на ее территории правили бал иезуиты. Об этом свидетельствуют архитектурные памятники пограничного Мстиславля - исторической столицы Могилевской земли, где испокон веку не было ни одного католического селения.

Было решено огнем и мечом утвердить здесь унию, чтобы навеки разделить братские восточнославянские народы, подобно тому как это во многом удалось сделать в отношении западных и южных славян.

Речь шла, по существу, об уничтожении православной цивилизации в Речи Посполитой. Объективно это означало духовное убийство украинцев и белорусов. Запрещалось совершать церковные обряды по православному канону, крестить детей, венчать новобрачных, отпевать покойников. Дело доходило до осквернения захоронений, истязаний и убийства священников. Эти факты широко документированы.

С принятием унии православные церкви стали насильственно превращаться в униатские. Строились и униатские храмы. Вместе с католической униатская церковь стала также крупным земельным собственником и эксплуататором народных масс. Народ понимал действительные цели унии и поднялся на борьбу с ней. В результате сопротивления введение унии затянулось на долгие десятилетия. Тех, кто не принимал унию, ожидали большие неприятности: избиения, угрозы, тюремное заключение, отлучение от церкви и даже смертная казнь. Особенно неприкрытое насилие в деле насаждения унии связано с деятельность» полоцкого униатского епископа Исоофата Кунцевича. 12 ноября 1623 года против его жестокостей в Витебске вспыхнуло восстание, в ходе которого епископ был убит. Весть о восстании дошла да Ватикана. Папа римский потребовал от короля Речи Посполитой жестоко расправиться с восставшими. Смертный приговор был вынесен 120 участникам восстания, но казнены были только 20, так как остальные успели скрыться. Но и после этого борьба против национально-религиозного угнетения в Белоруссии не прекратилась. В середине XVII в. она вылилась в освободители войну украинского и белорусского народов, которая длилась с 1648 по 1654 г.

К концу XVIII в. около 80% крестьян Беларуси стали униатами. Вместе с тем были часты случаи унижения униатов со стороны католиков, желание показать, что уния - вера людей невежественных.

Хранителями белорусской культуры остались народные массы и православное духовенство, в том числе низы униатского духовенства. Они на деле никогда с православием не порывали и всегда с надеждой смотрели на Восток.

Белорусские земли в составе Российской империи.
Становление белорусской нации (1795 - 1917 гг.)

Сразу же после первого раздела Речи Посполитой и включения части Беларуси в состав Российской империи (1772) Екатерина II во всеуслышание объявила, что не думает сколько-нибудь стеснять свободу веры. Императрица повелела губернаторам «вновь присоединенных от Польши областей» наблюдать за полной неприкосновенностью всех конфессий, в том числе православной, католической и греко-католической. Более того, по примеру западноевропейских стран она учредила в 1773 г. независимую от Рима Белорусскую католическую епархию с центром в Могилеве, во главе которой был поставлен епископ С.Богуш-Сестренцевич, представитель местного шляхетства. Обеспечивая католикам свободу вероисповедания, Екатерина II не признала за папой права вмешательства в дела внутреннего устройства местного католического духовенства. Поэтому любые изменения в управлении католической церковью на территории Беларуси происходили без предварительных консультаций и соглашений с Римом. По своему новому устройству римско-католическая церковь на территории Беларуси не представляла собой замкнутого института, имевшего своего особого государя — папу, независимого от местной власти. В административном отношении белорусская католическая епархия стала полностью независимой от Рима. Все это вызвало опасение римской курии, что на территории Российской империи может возникнуть самостоятельная местная (наподобие галликанской) церковь, полностью независимая от власти папы.

Для управления делами католической церкви в начале XIX в. в Петербурге была создана особая римско-католическая коллегия. В ее состав входили: председатель - могилевский архиепископ, два члена - один из епископов, один - прелат и 6 заседателей - по одному из каждой епархии. В 1804 г. в состав коллегии были введены епископ и три заседателя греко-католической церкви. В 1805 г. по настоянию униатского митрополита Ираклия Лисовского коллегия была поделена на два департамента: римско-католический и греко-католический. Таким образом, было положено начало коллегиальной форме управления католической церковью, которая просуществовала до начала XX в.

На территории Беларуси была разрешена деятельность запрещенного в Европе (1773) ордена иезуитов. С 1812 по 1820 гг. в Полоцке действовала иезуитская академия со статусом университета. Ей были подчинены иезуитские училища в Полоцке, Витебске, Могилеве, Орше, Мстиславле, Чечерске, Климовичах. Кроме того, на территории Беларуси функционировали школы доминиканцев, францисканцев и др. В 1816 - 1826 гг. в Могилеве, Витебске, Минске и Гродно были открыты отделения Российского Библейского общества. В целом на протяжении всего периода конца XVIII — первой трети
XIX вв. католическая церковь в Беларуси оставалась крупнейшим собственником и влиятельнейшей политической силой.

Более сложным было положение греко-католической церкви. Ввиду оппозиции греко-католической иерархии действиям российского правительства Екатерина II оказала поддержку деятельности архиепископа Могилевского Георгия (Конисского), который уже в 1772 г. обратился к российской императрице с просьбой о переводе униатов в православие. Однако только в 1780 г. он получил разрешение назначать на вакантные униатские кафедры православных священников, если этого желали прихожане. Только за три года с 1781 по 1783 г. к православной церкви присоединилось 117161 человек. Переход в православие осуществлялся еще быстрее после второго и третьего разделов Речи Посполитой (1793, 1795). К концу царствования Екатерины II всех присоединившихся было более двух миллионов человек. После этого униатские епархии были закрыты, за исключением одной — Белорусской во главе с архиепископом.
В 1794 г. первым униатским архиепископом этой епархии стал Ираклий Лисовский, человек, воспитанный в уважении к греко-восточным обрядам, горячий сторонник реформирования и сближения униатской церкви с православной.

При императоре Павле I воссоединение униатов было остановлено. В то же время переход их в католичество не возбранялся.
В 1798 г. император учредил две новые униатские епархии: Брестскую (для губерний Минской и Литовской) и Луцкую (для Волынской и Подольской). Однако, не считая греко-католическую церковь канонически самостоятельной, император подчинил ее католической коллегии. Последствием этой политики стала активная пропаганда католичества и обращение в «латинство» как униатов, так и православных. В результате многочисленных протестов и активной деятельности Ираклия Лисовского в 1799 г. был издан указ, по которому католическому духовенству запрещалось «совращать униатов и православных в латинство».

Однако в первые годы правления Александра I процесс латинизации униатской церкви продолжился, и только усилия митрополита Ираклия Лисовского и его последователя митрополита Григория Кохановича спасли ее от окончательного поглощения католиками.

С присоединением территории современной Беларуси к России положение православных резко изменилось. Во вновь образованных Псковской и Могилевской епархиях были обнародованы правительственные распоряжения, запрещавшие, под страхом строгой ответственности, совращать православных в унию и разрешавшие униатам при желании возвращаться в православие. Вместе с тем повелевалось, чтобы сыновья от смешанных браков считались православными. Эти распоряжения не только упрочили положение православного населения Белоруссии, но и повлияли на настроения униатов. Последние стали возвращаться к вере отцов и дедов. В течение первых 8 лет в Беларуси около 250000 униатов обратились в православие.

В ином положении оказалось православное население, оставшееся в составе Речи Посполитой. Для того чтобы избежать религиозной опеки России, Великий сейм (1788-1791) высказался за организацию в Речи Посполитой особой православной церкви с подчинением ее Константинопольскому патриарху.

После второго раздела Речи Посполитой (1793) на присоединенных территориях была образована Минская епархия.

Смена внутриполитического курса в царствование Николая I (1825-1855), заключавшегося в укреплении консервативных начал в государстве как основе его стабильности, привела к кардинальным переменам в религиозной ситуации на Беларуси. Одним из ее проявлений стала ориентация на укрепление православной церкви. Эта политика совпала с реформаторскими настроениями ряда униатских иерархов, усилия которых были поддержаны российским правительством. Однако участие части униатского и римско-католического духовенства в восстании 1830—1831 гг. не только остановило реализацию замыслов; но и привело к возникновению идеи воссоединения греко-католической церкви с православной. Эта идея благодаря усилиям митрополита Иосифа (Семашко) получила свое разрешение на Полоцком церковном соборе. 12 февраля 1839 г. епископами и «начальствующим духовенством» был подписан «Соборный акт» о воссоединении униатской церкви с православной. 25 марта «Синодальное деяние» было утверждено императором. Всего в 1839 г. с православием воссоединилось свыше 1600 приходов (более 1 млн. 600 тыс. человек). Однако в 1839 г. уния была ликвидирована не везде: униаты оставались в Холмской епархии (Седлецкая, Люблинская и Сувалковская губернии). Соединение на этой территории произошло лишь в 1875 г.

Польское восстание 1830-1831 гг., способствовало принятию ряда мер по укреплению позиций православной церкви и ослаблению католицизма. В апреле 1833 г. была создана новая православная епархия - Полоцкая (губернии Витебская и Виленская) во главе с епископом Смарагдом Крыжановским. Дети белорусского духовенства посылались учиться во внутренние губернии России или на Украину. Открытая в 1832 г. в Вильно католическая духовная академия в
1841 г. была переведена в Петербург. Одновременно был предпринят ряд мер по ослаблению экономической мощи католического духовенства. Несмотря на подписанный в Риме конкордат (1847), российское правительство в 1850 г. закрыло еще 21 католический монастырь и вынашивало мысль о присоединении к православию всех римо-католиков.

Христианские конфессии Беларуси в конце XVIII - первой половине XIX вв. были представлены относительно немногочисленными группами протестантов (лютеране и кальвинисты), а также старообрядцев, нашедших убежище на Беларуси еще в XVII в.

На современной территории Беларуси во второй половине XIX - начале XX вв. существовало 5 православных епархий - Полоцкая, Минская, Могилевская, Виленская и Гродненская. Самой молодой из этих епархий являлась Гродненская, образованная в 1899 г. По данным статистики к 1914 г. в Беларуси насчитывалось 3552 церкви,
470 часовен, 21 мужской и 14 женских монастырей, 3 духовные семинарии: Виленская, или Литовская, Минская и Витебская.

Можно выделить два этапа в системе межконфессиональных отношений этого периода. Водоразделом является указ 17 апреля
1905 г. о свободе вероисповеданий. Фактически этот указ ставил в одинаковое положение все конфессии империи. До появления этого указа по российскому законодательству главенствующую роль занимало православие. Отношение правительства к католической церкви было осложнено активным участием католических священников в восстании 1863 г. Для Беларуси издается ряд дополнительных постановлений, целью которых было не допустить противогосударственной пропаганды в костелах. Однако принятие указа 17 апреля 1905 г. резко изменило положение католицизма, что привело к межконфессиональной напряженности, обусловленной борьбой за сферы влияния.

За период первой русской революции было принято около 24 законов и указов по религиозному вопросу. Важнейшим из них явился указ 17 апреля 1905 г., объявлявший юридически возможным и ненаказуемым переход из православия в другую веру, хотя формально основное значение; «первенствующее и господствующее», оставалось за православием. Этот указ знаменовал собой введение демократического права свободы совести в России. Широко обсуждался вопрос о реформе духовной школы. Основная масса церковных деятелей склонялась к тому, чтобы духовная школа и ее система образования стали гибче, современней, шире привлекались бы достижения современного культурного творчества (при их соответствующем отборе и оценке с церковных позиций).

Церковноприходские школы, осуществлявшие начальное образование, существовали при церковных приходах. В конце XIX в. эти школы были одноклассными и двухклассными (двух и четырех годичными). В начале XX в. срок обучения в них увеличился соответственно до трех и пяти годичного.

Преподавали в этих школах священники, а также учителя, закончившие епархиальные училища и церковноучительские школы. Изучались закон Божий, церковное пение, чтение, письмо, арифметика и т.п.

С присоединением Беларуси и Литвы к Российской империи иудаизм стал новой конфессией на ее территории. Отношение к ней были тесно связаны с отношениями к еврейскому народу, основная часть которого проживала в городах и местечках. Иудеи составляли довольно значительную в количественном отношении группу. В начале 60-х годов XIX века в целом по пяти губерниям они занимали третье место в конфессиональной структуре населения, а в Могилевской второе.

В 1793 и 1795 гг. в состав Российской империи входили Минщина, Виленщина и Гродненщина, на территории которых проживало немногочисленное население – татары. Татары белорусско-литовских губерний исповедовали ислам суннитского направления.

В XVI - XVIII вв. мусульманские общины Речи Посполитой были самостоятельными. При необходимости разрешения спорных вопросов в религиозных делах они обращались к муфтию Оттоманской империи (Турция) или Крыма.

В конце XVIII в. мусульманская конфессия белорусско-литовских губерний имела сеть мечетей. Возле них группировались татарские общины и начали формироваться мусульманские приходы. С конца XVI в. существовала мечеть в Минске. Функции общины были довольно просты. Она исполняла религиозные и общественные отправления. Собрание прихожан выбирал патронат мечети из числа наиболее уважаемых верующих. Они заботились о всех делах общины, выбирали муллу и муэдзина.

Строительство и содержание мечети было делом собрания прихожан. Мечети строились на землях (вакуфах), подаренных богатыми прихожанами, а деньги для строительства храма собирали с мусульманских семей.